Туризм и отдых в Карелии!

Поход в Карелии. Выбор спасательного жилета и каски.

Каска для сплава на бурной воде.

Если предстоит сплав по бурной воде или ожидаются единичные пороги, то каска необходима. В случае киля можно так удариться головой об камень, что сотрясение мозга и временная потеря сознания обеспечены. А человек, в воде потерявший сознание, если его не вытащат за одну — две минуты, обречен. На весеннем сплаве по завалистой речке каска тоже полезна — не всегда удается увернуться от нависающих деревьев.

Сплавная каска должна амортизировать сильный удар головой о скалу. Этот случай характеризуется большой массой соударяемых тел, но малой скоростью. Для этого каска должна иметь очень толстую энергопоглощающую подкладку, распределяющую давление на всю площадь головы. Но может иметь более тонкую «скорлупу», чем альпинистская или строительная, которые рассчитаны на падение относительно небольших (большие расплющат человека вместе с каской) камней с большой высоты.

Сплавная каска обязательно защищает от боковых ударов и ударов в затылок. Поэтому строительные и шахтерские каски, которые такой защиты не обеспечивают, использовать на сплаве нельзя. Мотоциклетные шлемы вроде бы соответствуют по форме, но они очень тяжелые и часто имеют подкладку, которая боится воды. А вот хоккейные шлемы почти идеально удовлетворяют этим требованиям, поэтому раньше, до появления специализированных сплавных касок, водники использовали именно их. Да и сейчас продолжают их применять, так как хоккейные шлемы заметно дешевле фирменных сплавных касок.

Каска должна плотно, не болтаясь и не съезжая на глаза, сидеть на голове. Правильно подобранная и отрегулированная каска держится даже с расстегнутым ремешком (но это не значит, что ремешок можно не застегивать!). Кроме регулирования амортизаторов и ремешков важен размер самой каски — она не должна быть слишком большой. Бывают каски цельные, их выпускают нескольких размеров, и регулируемые по размеру, они состоят из двух частей, соединяемых болтами. Составные каски удобнее, но цельные намного прочнее.

Спасжилет - лучше для туриста нет!

Спасательный жилет — вещь обязательная. Безопасности, как говорится, много не бывает. Даже если вы КМС по плаванью, все равно, если вы оказались в бурной и холодной воде, поверьте на слово, вам потребуется спасательный жилет.

Спасжилеты различаются по двум категориям: емкости и суммарному объему. Плюс мелочи типа наличие или отсутствие пахового ремня, держателя для стропореза и т.д.

Емкости бывают надувные либо пенные. Пенные в принципе лучше — они не сдуваются неожиданно, лучше защищают от ударов, и сам жилет обычно лучше сидит. Но они тяжелее, занимают больше места в рюкзаке и не позволяют быстро уменьшить объем в случае чего.

По объему спасжилеты варьируются от 7 литров до 25. Пенковый семилитровик часто используется яхтсменами, которые его справедливо называют «паникеркой» (чтобы, упав в воду, человек не сразу пошел ко дну, а успел очухаться и начать бороться за жизнь). В бурной воде от нее толку мало, поэтому если речка, по которой вы будете сплавляться, имеет хоть какую-нибудь категорию сложности, берите не менее 10-15 литров. Важно учитывать и вес человека. Чем он больше, тем большего объема нужен спасжилет.

Теперь о конструкции: емкости бывают грудные и спинные. Грудные важнее — именно они повернут упавшего в воду лицом вверх, даже если он без сознания. Хорошо, если у спасжилета есть надувной воротник или высоко сидящая спинная емкость — голова будет поддерживаться над водой.

Спасжилет должен плотно сидеть. Прочные стропы и пряжки (каждая должна выдерживать как минимум двойной вес человека), паховые ремни, которые не позволят провалиться внутрь спасжилета, крепление для стропореза. Если человек влетел в завал или навалился на кусты, и спасжилет зацепился за что-нибудь, стропорез поможет быстро избавиться от запутавшейся веревки или стропочки или самого спасжилета в воде. Так что на спасжилете лишних «фенечек» и болтающихся стропочек быть не должно.

Но главное, чтобы спасжилет не сковывал движения и был удобен. Большие объемы спасжилета могут помешать эффективно грести (существенно для каяков и байдарок), что может привести к экстремальной ситуации. Поэтому в выборе литража спасжилета надо знать меру.

Спасжилеты бывают заграничного производства, фирмы Hiko или Prijon, например. Бывают и отечественные, например фирмы «Тритон» или мастерской «Красное солнышко». Ассортимент велик, так что выбирайте.