Часовня в Утозере деревянная, рубленная из хвойных пород дерева (сосна, ель). Классическое здание клетского типа под единой двускатной кровлей. Небольшой притвор с открытым крылечком и молельное помещение.
Над притвором высится колокольня на деревянном восьмерике с низким шатром на восьми столбах. Возможно, ранее шатер мог быть более высоким, однако в настоящее время он низкий и покрыт металлом. Скорее всего, высота шатра изменилась во время одного из ремонтов. Сама колокольня поднимается на восьмерике, по периметру обшита тесаной доской между столбов, которые держат шатер - таким образом, сформировано сплошное ограждение, являющееся и "перилами". Вход-лестница на колокольню ведет из притвора и поднимается в два яруса.
В притворе расположен старинный поклонный крест, богато украшенный резьбой. Притвор всегда открыт для паломников, а основное молельное помещение закрыто на засов с навесным замком, ключ от которого хранится у местных жителей.
Украшения часовни - это резные наличники, небольшое "полотенце" в форме копья под коньком на стыке прямых досок-причелен. И подзор из резных досочек на колокольне, резные детали крыльца. Над молельным помещением и над колокольней высятся небольшие главки обшитые железом с восьмиконечными стальными крестами в навершии. Над двускатной кровлей крыльца также небольшая стилизованная луковичная главка из стальных пластин соединенных крест-накрест с восьмиконечным металлическим крестом в навершии.
Георгиевская часовня в Утозеро опрятная и в хорошем состоянии, очевидно, что местные жители заботливо ухаживают за своим храмом. Расположена часовня на краю деревни, на старинном погосте, рядом с фермерским хозяйством.
Утозеро (карел. Uutjärvi) — деревня в составе Коткозерского сельского поселения Олонецкого национального района Республики Карелия.
Расположена на восточном берегу озера Утозеро.
Численность постоянного населения по данным переписи 2013 года – 15 человек.
В деревне находится памятник архитектуры — деревянная часовня Георгия Победоносца (XIX век).
Моя родина - деревня Утозеро. Еще в детстве я спрашивала у родителей, почему наша деревня имеет такое название, но ответ так и не находился. Этот вопрос возник в нашей семье совсем недавно, когда я училась на факультете прибалтийско-финской филологии и культуры ПЕтрГУ. Слушая курс по топонимике Карелии, я, а потом и мои дети, серьезно занялись изучением географических названий д. Утозера и его окрестностей. Так появилась, например, наша собственная версия о названии деревни Утозеро. Она расположена на берегу расширенной части реки Олонка. Весной, во время таяния льда, в том месте, где река делает поворот, на середине появляется большая полынья, которая по карельски называется "uutates". Это слово я слышала от старожилов еще в детстве. Именно она, на наш взгляд, и дала название и озеру и деревне.
Родные сердцу имена. Сборник материалов республиканского конкурса по карельской топонимике "Родные сердцу имена". Радакторы-составители: Н.Н. Мамонтова, С.П. Пасюкова. Патрозаводск, Карельский научный центр РАН, 200: https://vk.com/photo-88819896_373875148
- Писцовая книга Заонежской половины Обонежской пятины 1582/1583 г. Заонежские погосты. Погост рождественский на Олонце. Листы 775 и 775 об. (оборот). Деревня пока ещё не называется официально Утозеро.
- Список населённых мест Олонецкой губернии 1873 год
- Список населённых мест Олонецкой губернии 1905 год.
Фото: Илья Тимин, апрель 2020.
Подготовка текста и описания: Илья и Мария Тимины.
Вконтакте-группа "Любители Утозера": https://vk.com/club88819896
Дни памяти: 23 апреля, 3 ноября, 10 ноября (колесование (грузинское празднование)), 26 ноября
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.