Туризм и отдых в Карелии!

Тахтасово. Часовня в честь иконы Божией Матери «Троеручица». XIX век.

Тахтасово. Часовня в честь иконы Божией Матери «Троеручица». XIX век.

Олонецкий район Республики Карелия.
Координаты: 60.974597, 32.922755

Мы оказались здесь почти случайно. Решили проехать новой дорогой. И неожиданно увидели часовню, про которую у нас ранее не было информации.

Официальной информации про эту часовню в самом деле очень мало. На 2021 год ключ от часовни хранится у жителя деревни - Геннадия, который живет в доме по соседству. Геннадий рассказывает, что часовня была построена после Великой Отечественной Войны в память о погибших. Однако, понятно, что в 40-е года в Советском Союзе построить православную часовню было невозможно. Не исключено, что местная легенда трансформировалась из воспоминаний, например о постройке часовни в память погибшим в Первую Мировую войну. Однако и эта версия под некоторым сомнением, так как по стилю своему стилю  эта часовенка сильно отличается от типовых карельских часовен начала XX века. Вероятно, первоначально это могла быть придорожная часовенка, или даже "часовня-беседка", мода на которые прослеживается в середине-второй половине XIX века. Ставили такие часовни в красивом месте, где привыкли отдыхать или на ключевых дорожных развязках. Возможно, первоначально это была миниатюрная "часовня-реликварий" или "часовня-пенал" - здесь могли сохраняться некоторые святыни (поклонный крест, икона и т.д.)

Часовня стоит на высоком берегу примерно в середине деревни, места для погоста здесь нет. Это точно не кладбищенская часовня, каких в Карелии было и есть много. Поэтому остаются главные версии, что это памятная часовня в честь какого-то события, часовня-реликварий, придорожная мини-часовенка или часовня-беседка.

Часовня небольших размеров - примерно 2 на 2 метра, бревенчатый четверик обшитый тесом на клепаных гвоздях, в настоящее время окрашена в голубой цвет. Часовня очень светлая за счет трех больших окон - по одному на стену, за исключением двери. Дверь в часовню двойная - внешняя - основательная из массива дерева, с тяжелым засовом, который закрывается на навесной замок и внутренние распашные двери со стеклянными окошками. Эти внутренние двери по стилю очень напоминают царские врата перед входом в алтарь. Вероятно, так было задумано строителями, создать торжественный образ храму через дополнительные "врата", через которые наружу проникает свет часовни, которая необычно светлая за счет большого количества окон.

Крыша - двускатная, с большим свесом над входом. На крыше небольшая луковичная главка обшитая металлом и восьмиконечный крест, выполненный из металла (из жести). Кровля украшена резными деревянными причелинами белого цвета, которые состыкованы под небольшим простым "полотенцем" - стыковочной планкой. Окна часовни по традиции имеют стальные кованые решетки. Внутри часовня оклеена обоями голубого оттенка. Рамы, наличники, плинтусы, галтели и угловые стыковочные планки  выкрашены в белый цвет. На окнах прозрачные светлые занавески, повешенные на деревянные карнизы и на растяжки внутри рамы.

Перед входом в часовню небольшое крылечко, которое идет вровень с деревянным настилом, подходящим к часовне.  Перед часовней организованы клумбы с цветами. На внешней стене, слева от двери закреплен элегантный ковчежек для сбора пожертвований, выполненный из жести. Когда-то этот ковчежек мог закрываться на замочек. Но на сегодня жертвователей, паломников или случайных людей здесь очень мало, баночка очень редко получает монетку и смысла ее закрывать нет - теперь это просто красивый памятный атрибут.

Общий вывод после осмотра часовни, что часовня построена не ранее середины 19 века и не позднее 1918 года.  Архивных документов про часовню пока не найдено. История важна. Но важнее - что часовня и сегодня является центральным объектом в Тахтасово, а местные жители содержат ее в чистоте, порядке и красоте.

Воспоминания о Тахтасово и часовне.

В середине 2010-х годов ученица Рыпушкальской школы Кажушкова Каролина Игоревна, при поддержке своей учительницы, провела исследование "Тайна часовни деревни Тахтасово". Там есть бесценный источник информации - опрос местных жителей, многих из которых уже нет в живых. С разрешения Каролины Кажушковой приводим цитаты беседы:

Яковлева Надежда Ивановна, 52 года: «Вместе с родителями приехала в деревню в возрасте 11 лет. Часовня была всегда открыта. Взрослые собирались там на праздники. Потом пили чай с блинами, пирогами. Заведовали часовней сёстры Антоновы - Анна Дмитриевна и Ольга Дмитриевна».

Головкина Надежда Васильевна, 55 лет: «Переехали в деревню Тахтасово, когда мне было 3 года из поселка Салми Питкярантского района. К праздникам в часовне убирали. Где-то в 1960 году часовню хотели разрушить. Отца, Коппалова Василия Федоровича, как коммуниста, просили разобрать часовню. Но он наотрез отказался, боясь божьего наказания».

Чуркина Валентина Ивановна, 59 лет: «Родилась в деревне. Сколько себя помню, часовня стояла. Бабушки делали уборку к церковным праздникам, собирались в часовне. Кто не мог идти на Пасху в церковь, молились в часовне, жгли свечи. В часовню несли из дома лишние иконы. На стене снаружи висела копилка, в которую бросали деньги. Помню, в 5 классе вместе с бабушками сидела в часовне на скамеечке, жгла свечку».

Фокин Владимир Александрович, 54 года: «В деревню Тахтасово приехал в 9 лет. Дверь в часовню была закрыта на засов, но замка не было. После того, как украли иконы, стали закрывать на замок. Ухаживала за часовней Горшкова тётя Лиза. Она убирала, зажигала свечи. Приходили бабушки из деревни Татчалицы, молились, ставили свечи. Ремонтировали часовню местные жители под руководством депутата Яковлева Семёна Михайловича. Детьми мы не обращали внимания и не задумывались об истории часовни. Она обращала на себя наше детское внимание лишь потому, что рядом была самая лучшая деревенская горка с трамплином. И мы до позднего вечера катались там на лыжах и санках».

Ботикова Валентина Александровна, 55 лет: «Когда мне было 10 лет, мы переселились в деревню вместе с родителями в новый дом. В детстве не интересовалась часовней. Тогда это было запрещено - верить в бога, ходить в церковь. В школе нас так воспитывали. А ещё пугала бабушка, которая за часовней приглядывала. Она выглядела очень строго, даже сурово, никогда не улыбалась».

Обозова Александра Васильевна, 63 года: «Приехала в Тахтасово в 1983 году. О часовне ничего не знаю. Слышала, сначала считали, что это часовня Успения Пресвятой Богородицы, потому что деревенский праздник - праздник Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа. Но потом выяснили, что всё- таки это часовня «Троеручицы». В часовне была икона «Троеручицы», старая, стёртая, но её украли. Теперь другая икона вместо неё, бумажная. А «Троеручицу» приносят только летом во время Крестного хода. В 2000 годах за часовней присматривал дьякон из церкви, организовал ремонт. Я участвовала в ремонте, красила, клеила обои. Слышала историю о том, что когда началась война, в часовне состоялась служба - провожали на фронт местных мужчин. Говорят, все кто был на службе, вернулись с войны живыми. Надо бы часовенку подремонтировать: крыша течёт, покосилась - подгнили венцы».

Трофимов Фёдор Иванович, 55 лет, родился в деревне Тахтасово: «Об истории часовни ничего не знаю. Помню рассказ отца о том, что в 1933 году часовню хотели разобрать, но деревенские женщины не позволили: с вилами встали у часовни, никого не подпустили".

Кондратьева Екатерина Семёновна, 75 лет, родилась в деревне Рыпушкалицы. Она вспоминает: «Помню, что в часовне проводились службы, даже расписание было. Рыпушкальские женщины ходили в часовню в Тахтасово. После войны было очень тяжело жить. Был голод, детей в семье было много. Мама всегда выглядела уставшей, измученной. По воскресеньям она ходила в Тахтасово в часовню. Возвращалась оттуда бодрой, «в лице переменившись». Наверно, это так на нее действовала атмосфера часовни и икона, помолившись перед которой, становилось светло, радостно и спокойно».

Виглиевы Василий Максимович, 71 год, и Анна Петровна, 67 лет, рассказали: «В старину в каждой деревне была часовня. Она была всегда открыта, чтобы любой человек мог зайти, помолиться, посидеть, отдохнуть, подумать. Об этой часовне мало знаем. Ухаживали за ней в разное время разные люди. Например, Кужиева Надежда Николаевна с дочерью Женей. Сама она уже не могла ходить до церкви, болела, а в часовню посещала, молилась. В 2000 году часовню ремонтировали. Руководил дьякон Андрей Муруев. Мы тоже помогали».

Яковлева Александра Ивановна, 74 года: «В 1960 поселилась в деревне Кунилица, напротив часовни. В те годы было запрещено верить в бога, иметь дома иконы, посещать церковь. В Пасху представители райкома партии, райкома комсомола заходили в церковь, проверяли, нет ли на службе кого-либо из комсомольцев, коммунистов, учителей. Если кого увидели, то на следующий день человек получал выговор – очень серьёзное наказание. В эти же годы райкомом партии было дано задание снести часовню. Никто не соглашался, а с тем, кто всё-таки рискнул, произошло какое-то несчастье».

Веледеева Татьяна Александровна, 45 лет, родилась в деревне Тахтасово. Она вспомнила, что раньше часовня была выкрашена коричневой краской, наличники и причелины не были окрашены. Вид был какой-то хмурый. А внутри был порядок, атмосфера была таинственная. Помнит историю о том, что часовню хотели разобрать. Один из рабочих полез на крышу снимать крест, но упал с крыши и разбился насмерть. Хотя часовня невысокая».


Часовня "Троеручница" в Тахтасово на карте:

Тахтасово.

Тахтасово (карел. Tahtahal) — деревня в составе Олонецкого городского поселения Олонецкого национального района Республики Карелия. Расположена на берегу реки Олонка.

Жительница деревни Каролина Кожушкова, в 2011 году, когда училась в третьем классе, написала заметку в одну из газет, вот цитата про деревню:

"Мне нравится моя деревня, и я решила узнать о ней побольше от своей прабабушки, которая живет здесь уже 85 лет. Она рассказала, что  в прошлом веке (в 1925 – 1960 годах) здесь располагался колхоз «Вторая пятилетка», в котором она работала. В колхозе выращивали коров, коз, овец, свиней. Люди из деревни ухаживали за животными по очереди. Надоенное молоко каждый день на телеге лошадью отвозили на молокозавод в Олонец. После войны колхоз расширился. В том месте, где сейчас находится водонапорная башня, раньше располагалась конюшня, а там, где стоит мой дом, были картофельные ямы. На берегу реки выращивали картофель, свеклу, морковь, капусту. Около 1960 года колхоз «Вторая пятилетка» объединили с совхозом «Олонецкий». Люди нашей деревни всегда хорошо трудились, но также умели и весело отдыхать. Моя прабабушка рассказала, что раньше в деревне проводились народные праздники и гуляния. Я люблю свою деревню, и хоть она совсем маленькая и в ней нет интересных достопримечательностей, здесь всегда и в любое время года очень красиво!"

Икона Божией Матери «Троеручица»

Чудотворная икона, почитаемая в Православной церкви. Празднование иконе совершается 11 июля (28 июня по юлианскому календарю) и 25 июля (12 июля по юлианскому календарю).

В иконографии образ Божией Матери «Троеручицы» относится к типу Одигитрии, со Младенцем, сидящим на правой руке. В нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть, составляющая часть серебряного оклада иконы. В русских списках существует традиция выписывать третью руку как бы принадлежащую Богоматери, а не приложенную отдельно.

В 717 году на территории Византийского государства правил Лев Исавр, ставший причиной жестоких гонений на святых и людей, относящихся к ним с особой благосклонностью. И только за пределами государства, а точнее в Дамаске, который принято считать мусульманским, можно было безбоязненно почитать христианство. Там почитали и Иоанна преподобного, как заступника народа. В то время он был на почетном посту советника в городском правительстве. Именно тут история подходит к тому почему икона божьей матери называется «Троеручица» и откуда взялась дополнительная ладошка на изображении.

В житии преподобного Иоанна Дамаскина приводится эпизод. Рассказывается, что во время возникновения в Византии движения иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III Исавром, Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Лев Исавр пришёл в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн не был подданным его империи, а жил в Дамаске, являясь министром при дворе халифа. Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибег к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором Иоанн будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Иоанн был отстранён от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсечённую руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку. Третья рука стала воспроизводиться на многих списках этой иконы, получившей именование «Троеручица».

Когда перед вами троерукая икона Божьей матери, речь идет именно об этом каноническом образе, а значение тут простое – напоминание о чуде с Иоанном Дамаскиным. Хотя в глобальном смысле образ напоминает каждому верующем о потребности уповать на Господа и о его огромной милости. Конечно, не следует считать икону Божией Матери «Троеручица» какой-то волшебной таблеткой. Образ говорит в первую очередь о вере, об обращении к Всевышнему и стремлении к Господу. Тем не менее, следует сказать и о том в чем помогает икона «Троеручица» в более прикладном смысле. Ведь такая помощь тоже дается по милости и по молитве верующих.

Как правило, икона Богородицы «Троеручица» помогает в лечении болезней рук и суставов, ног и восстановляет возможности видеть. Молитва поможет избавиться от тоски, апатии и печалей. Также поможет в работе по хозяйству и всем домохозяйкам, занимающимся ремеслом. Как, когда-то практически обреченный Иоанн Дамаскин обращался к Богородице, так сейчас верующие молятся иконе Божией матери «Троеручица», когда охватывает тотальная тоска и наваливаются невзгоды. Этот образ оберегает всех напрасно обвиненных и осужденных, помогает восстановить справедливость по Божьей милости и вернуть истину. В этом, если возможно так сказать, заключается особая миссия данного образа, он фиксирует невероятное чудо и возможность уповать на Господа и его заступничество.

Помимо этого, Богородица в данном типе изображения исходит из канонической модели Одигидрия. История этого канона говорит о символическом изображении единственно верного пути. Детали тут строгие, Христос и Богородица не касаются друг друга, а Пречистая Дева указывает на Христа, как бы призывая верующих обратиться к нему. В свою очередь «Троеручица» только подчеркивает такое значение иконы указывая на путь, который помогает и на земле и также приведет в мир горний.

«Троеручица» станет защитой от бед, надвигающихся на дом. Она несет людям, почитающим ее почтение и благодать. Ее просят исцелить от болезней себя и близких людей. В храмах читается акафист иконе Божией матери «Троеручица» для того, чтобы эта благодать снизошла на верующих.

Молитвы перед иконой «Троеручица»

Молитва первая

О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, ве́лие чу́до свято́му Иоа́нну Дамаски́ну яви́вшая, я́ко ве́ру и́стинную – наде́жду несумне́нную показа́вшему! Услы́ши нас, гре́шных, пред чудотво́рною Твое́ю ико́ною усе́рдно моля́щихся и прося́щих Твоея́ по́мощи: не отри́ни моле́ния сего́ мно́гих ра́ди прегреше́ний на́ших, но, я́ко Ма́ти милосе́рдия и щедро́т, изба́ви нас от боле́зней, скорбе́й и печа́лей, прости́ соде́янныя на́ми грехи́, испо́лни ра́дости и весе́лия всех, чту́щих святу́ю ико́ну Твою́, да ра́достно воспое́м и любо́вию просла́вим и́мя Твое́, я́ко Ты еси́ от всех родо́в избра́нная и благослове́нная во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Богородице Марие! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою иконою Твоею, воспоминающе преславное чудо Твое, исцелением усеченныя десницы преподобнаго Иоанна Дамаскина, от иконы сей явленное, егоже знамение доныне видимо есть на ней, во образе третия руки, ко изображению Твоему приложенныя. Молимся Ти и просим Тя, Всеблагую и Всещедрую рода нашего Заступницу: услыши нас, молящихся Тебе, и якоже блаженнаго Иоанна, в скорби и болезни к Тебе возопившаго, услышала еси, тако и нас не презри, скорбящих и болезнующих ранами страстей многоразличных, не презри, усердно к Тебе от души сокрушенныя прибегающих. Ты зриши, Госпоже Всемилостивая, немощи наша, озлобление наше, нужду, во Твоей помощи потребу, яко отвсюду врази окружают нас, и несть помогающего, ниже заступающаго, аще не Ты умилосердишися о нас, Владычице. Ей, молим Ти ся, вонми гласу болезненному нашему и помози нам святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити, покаяние истинное о гресех наших всегда Богу приносити и сподобитися мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего. Егоже умоли за нас матернею молитвою Твоею, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да помилует нас по велицей и неизреченной милости Своей. О, Всеблагая! Услыши нас и не лиши нас помощи Твоея державныя, да, Тобою спасение получивше, воспоем и прославим Тя на земли живых и Рождшагося от Тебе Искупителя нашего, Господа Иисуса Христа, Емуже подобает слава и держава, честь и поклонение, купно со Отцем и Святым Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Подготовка текста и фотографии - Илья Тимин, 2021.