Координаты: 61.079851, 32.953142
Олонецкий район Карелии
Часовня Георгия Победоносца была построена во второй половине 18 века. Вначале это была однокамерная часовня клетского типа, а во время ремонтных работ во второй половине 19 века к ней были пристроены сени-притвор и звонница сверху.
Часовня очень гармоничная по своим пропорциям и имеет индивидуальный стиль - двухступенчатый объем, где низкие сени-притвор переходят в высокое молельное помещение. Здание состоит из двух срубов разной высоты, построенных в разное время - молельное помещение и сени-притвор.
Молельное помещение имеет стилизованную под алтарь восточную стену, рубленную в три сектора. Над молельным помещением высится шатер на восьмиугольном срубе с деревянной главкой, покрытой лемехами и восьмиконечный деревянный крест в навершии. Эта надстройка напоминает своим видом крепостную башню или небольшую колокольню.
Над сенями возвышается высокая колокольня, установленная на бревенчатом восьмерике, с высокими столбами, на которых стоит стильный высокий шатер с восьмиконечным деревянным крестом в навершии. Колокольня украшена резным подзором из деревянных плашек. Кровля Георгиевской часовни в Пертисельге покрыта деревянным тесом.
Внутри часовни - большой резной поклонный крест. В прошлом подобные кресты устанавливались у дорог или в каких-либо памятных местах. Вход в часовню устроен с северной стороны через крыльцо.
Георгиевская часовня в Пертисельге является памятником деревянного зодчества федерального значения. Последняя реставрация была выполнена в 2006 году в рамках программы сохранения исторического и архитектурного наследия этнической группы карелов-ливвиков, традиционно проживающих на территории Олонецкого района. Средства на реставрация в размере 1 млн. рублей были выделены из федерального и республиканского бюджетов, а реставрацию часовни выполнило предприятие ООО «Экситон» (г.Петрозаводск). Часовня сохраняется в закрытом виде, но известно, что в ней был воссоздан "потолок-небо", который в 19 веке заменили на горизонтальный. Также был отреставрирован резной поклонный крест, который сейчас сохраняется внутри и считается чудодейственным.
Найти часовню, не зная ее расположение, не просто, но сейчас на проселочной дороге есть указатель - указывающий на старые поля и перелесок за ними - если никуда не сворачивать, то в этом перелеске вы и найдете часовню.
Деревня Пертисельга расположена в 19 км от города Олонец на берегу озера Новинское. Она относится к числу традиционных поселений карелов-ливвиков с прибрежно-рядовой планировочной структурой. Большинство жителей деревни Пертисельга носило прозвище (фамилию) Kekzoin - Кекшойн, а потому и деревня именовалась по-карельски Kekzoi - Кекшой, известная всем, как Пертисельга (дословный перевод - кряж, холм весь в домах, дома на холме). Пертисельга – деревня, которая формально является частью расположенной невдалеке от неё деревни Новинка. Пертисельга это маленькая деревенька (ныне более дачная), более походит на хутор. Череда домов вытянулась , как "по снурку" (по выражению Гоголя) вдоль дороги, ведущей из Нурмолицы в Новинку и Коверу. Дорога здесь обходит Новинское озеро, к берегам которого резко спускаются кручи сосняков и изредка лугов, часто заболоченных. В таком вот лесу и спряталась Пертисельга.
В южной части деревни сохранился кусочек исторической среды с постройками, характерными для культуры карелов-ливвиков. На берегу озера живописно расположились хозяйственные постройки и бани, вокруг – характерные для Олонецкой равнины поля.
Чуть в отдалении, замыкая историческую застройку деревни, – культовая роща с часовней. Все это создает удивительно живописный архитектурно-природный ансамбль.
Поставлена часовня Георгия Победоносца в уединении и укрыта от посторонних взглядов лесом, даже от лежащей вблизи деревушки. Часовня святого Георгия традиционно расположена в большой кладбищенской роще и видна только при непосредственном приближении к ней.
Пертисельга – деревня, которая притаилась, но в любой момент готова раскрыться для проходящих мимо.
Дни памяти: 23 апреля, 3 ноября, 10 ноября (колесование (грузинское празднование)), 26 ноября
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.
Фото и подготовка текста: Илья Тимин, 2019-2022.