Туризм и отдых в Карелии!

Мегрега. Церковь Флора и Лавра. 1618 г.

Мегрега. Церковь Флора и Лавра. 1618 год.

Координаты: 60.864287, 32.998345

Церковь Флора и Лавра или Флоровская церковь - расположена в южной или точнее в юго-восточной стороне Мегреги, на выезде из села в сторону Санкт-Петербурга к федеральной трассе.

Флоровская деревянная церковь является одной из самых древних сохранившихся деревянных церквей Карелии. Она была построена силами местных жителей в период 1613-1620 годов. Есть несколько версий о том, в честь чего построили храм. Одна из версий, что в память побед России в войне со шведами-литовцами. Другая версия, которая выглядит более реальной, была рассказана нам Павлом Пуговкиным, священником финской православной церкви, уроженцем этих мест:

"В память о победе над "черкасами"(запорожскими казаками)и прочими разбойными людьми, которые разоряли Олонецкий край после изгнания из Москвы поляков в 1612 году. По преданию, убитых недругов числом около 3000 человек схоронили неподалёку от места сражения, а погибших защитников Олонца- в братской могиле неподалёку от храма, на месте погребения был установлен памятный Крест, который обновили в 1913 году, дальнейшая судьба его неизвестна. Атаман по прозвищу Перстень был схвачен и в железах отправлен в Москву, где и был казнён."

Освятили храм в честь Флора и Лавра - святых, которые являются покровителями домашнего скота. Есть мнение, что примерно в это время здесь был массовый падеж скота и поэтому местным жителям было важно отдать дань памяти святым и надеяться на их покровительство. Флор и Лавр раннехристианские мученики - они жили во II веке, почитаются Православной церковью 31 (18) августа.

В 2013 году была выполнена полная реставрация храма. Под фундаментом действующей церкви была обнаружен более древний фундамент. Поэтому не исключено, что здесь ранее стоял более древний храм.

Флоровская церковь в Мегреге расположена на старинном, но действующем деревенском кладбище. С дороги она заметна в зимнее время, когда нет листвы. А летом церковь надежно прячется за лесной полосой.

Церковь Флора и Лавра уникальная по своей архитектуре, она является редким образцом деревянного зодчества новгородских корней. Шатровый храм имеет четыре фронтона главного молельного зала, к которым пристроены - алтарь и притвор. Все помещения под самостоятельными двускатными кровлями, за исключением кровли над молельным залом - здесь сложная форма из четырех двускатных фрагментов надо каждым фронтоном. По центр молельного зала высится высокий шатер на бревенчатом восьмерике, с резным подзором у основания. На шатре луковичная главка с восьмиконечным крестом.

В 19 веке кровля мыла покрыта металлом. А в 2013 году металл был обновлен. Но ранее кровля была выполнена по безгвоздевому принципу - это еще можно наблюдать по некоторым деталями устройства кровли,  ее старые фрагменты частично сохраняются под металлом.  К просторному притвору пристроено невысокое крыльцо под самостоятельной двускатной кровлей. В формах Флоровской церкви в Мегреге хорошо заметны признаки знаменитого новгородского каменного храма Федора Стратилата - перекрещивающиеся фронтоны.

Основной строительный материал храма - сосновые бревна. В XIX веке, по тенденции времени, для сохранения от непогоды, снаружи здание было обшито тесом (доска из бревен тесанных с двух сторон). Интерьер храма очень аскетичный, в стиле 16-17 веков и почти не изменился. Перед алтарем можно видеть старинный тябловый трехъярусный иконостас.

Храм действующий, поддерживается жителями Мегреги. Ключи от церкви (на 2020 год) хранятся у жительницы Мегреги - Алевтины Козловой. Периодически здесь проводятся службы олонецкими священниками.

Фотографии и текст: Илья Тимин, 2018-2020 гг.

Церковь Флора и Лавра в Мегреге на карте:

Мегрега

Мегрега - старинное карельское село в 12 км от Олонца. Название деревня получила от одноимённой реки Мегреги. Серебристой лентой стелется дорога, а справа голубым шелком река Мегрега. Река Мегрега название свое имеет от озера Мегрозеро, откуда начало свое и получила. Озеро называется так потому, что в окружности его водилось много барсуков, которые по-карельски называются «magru» «мягрю».

В старину  деревня называлась  деревней «мастеров соломенных шляпок». Мегрега прославилась своеобразным и интересным для Карелии видом кустарного ремесла, которое существовало 100  лет тому назад. Это плетение из соломы. Организатором этого промысла считают крестьянина Мегрегского общества, дер. Гамар-Гора Михаила Васильевича Тарасова. Соломенные изделия  были экспонированы на Парижской всемирной выставке 1900 года и  крестьянка Матрена Комисарова, удостоена большой серебряной медали (медаль, правда, не дошла до получателя, но был прислан диплом на нее).

Вот, что пишет И. Благовещенский об этом промысле в 1889 году в Олонецких Ведомостях.

«Изделия из соломы.

В Олонецком уезде, как и в других уездах нашей Олонецкой губернии, кустарные промыслы развиты в самых ничтожных размерах.Только вМегрецком, Юргильском и Куйтежском, в последние 5 лет значительно выделился промысел плетения из соломы шляп, фуражек и узких лент (плетней). Начало этому промыслу положил крестьянин Мегрецкаго общества, деревни Гамалы, Михаил Васильев Тарасов (он же и Соколов), который еще в детстве, лет около 25 тому назад, самоучкою научился плесть из ржаной соломы мужския шляпы. От Тарасова шляпное производство переняла крестьянка дер. Мартыновой  Яковлева с дочерьми и затем промысел этот развился по другим селениям .

Сначала соломенныя шляпы продавались местным крестьянам по баснословно дешевой цене, 3 - 5 коп. за штуку, и частию вывозились по воскресеньям на базар в г. Олонец, находящийся в 12 верстах от места производства, но сбыт там встречали самый ничтожный. Выгоднее соломенныя шляпы продавали в Свирском монастыре, на Троицкой ярмарке, а затем, началась отправка их и в Петербург. Лет 5 тому назад стали покупать там не столько самыя шляпы по фасонам. Процесс изготовления плетней самый простой: из 7 соломинок свивается лента, шириною в 3 дюйма, длиною  25 аршин.

Значительное требование в Петербург соломенных изделий вызвало распространение производства их почти по всем деревням Мегрецкаго, Юргильскаго и Куйтежскаго обществ. Взрослые мужчины мало занимаются плетением соломы, для них имеются другия сподручныя, более выгодныя занятия, да к тому же они с презрением смотрят на плетение, как на бабье дело; но женщины, дети и старики, в свободное от земледельческих работ время, большею частию занимаются плетением соломы…»

Флор и Лавр, раннехристианские святые мученики.

День памяти 18/31 августа

Святой Флор и его брат-близнец Лавр жили в правление императора Адриана (117–138). Они занимались ремеслом каменотесов, которому научились в Византии от святых Патрокла и Максима. Получив от наставников также семена благочестия, они поставили свое занятие на службу Богу. Обтесывая камни, чтобы придать им форму и изящество, они сознавали, что на самом деле работают над своими душами, чтобы стесать с них страсти и заставить сверкать подобием Божиим благодаря добродетелям.
Когда их учителя Патрокл и Максим претерпели мученичество, Флор и Лавр покинули Византий и поселились в провинции Иллирик. Прибыв туда, они попросили у правителя Ликона разрешения пользоваться каменоломнями и добывать в них камни, пригодные для обработки. Святые снискали мастерством добрую славу и были приглашены к Лицинию, сыну императрицы. Тот вручил им значительную сумму денег для возведения языческого капища, план которого начертил собственноручно. Святые сделали вид, что принимают предложение, но тотчас раздали деньги бедным. Они проводили ночи в молитве, а днем работали на строительстве. Им помогал ангел, посланный Богом, а также языческий жрец Меренций (или Александр), сына которого, раненного в глаз осколком камня, святые исцелили. Так они смогли быстро закончить работу. Ночью святые собрали бедных, которые пользовались их благодеяниями. Все вместе они привязали веревки к статуям богов, помещенным внутри языческого храма, и повалили их. Затем здание было превращено в церковь Христову.

Когда Лициний узнал эту новость, он, охваченный гневом, отдал приказ разжечь большой костер и сжечь в нем живыми тех бедных, которые были соучастниками Флора и Лавра. Их самих он повелел привязать к тележным колесам и бичевать без всякой пощады. Увидев стойкость святых, десять солдат, которые их мучили, обратились ко Христу и были казнены.

После этого Лициний послал двух святых к правителю Ликону. Тот приказал бросить их в глубокий колодец, где святые мученики предали доблестные души Христу, вознося благодарность Богу и молясь за всех христиан. После казни их тела были обнаружены неповрежденными и источающими небесное благоухание. Святые Флор и Лавр исцелили от слепоты племянника тогдашнего правителя и впоследствии совершили множество иных чудес.