...А так же Лаймоланйоки, Тулемайоки... From: Woldemar Tyunkov 2:5030/168.5 06 Jul 95 Это реки в Южной Карелии, впадающие в северо-восточную часть Ладоги. По Уксунйоки ходил два раза - на катамаране (половину реки начиная от моста на 43 км) и байде (всю реку от п.Райканкоски до п.Укса). Категория I-II с элементами V. Длина 100 км 3-4 дня. Населенка вдоль реки отсутствует полностью. Сезоность реки первая половина мая, в это время ее ширина от 15 до 50 метров. Завалов нет, только ~30-35 км остатки моста с набившимися между сваями бревнами и на ~55 км сломаный деревяный мост у начала порога (отличное место для стоянки). Сложность порогов возрастает равномерно, и кончается река 4 падунами, сложность которых тоже нарастает от 1 к 4. Есть 5 падун в п.Укса, но похоже еще не родился тот водник, который рискнет его пройти. Падуны естественно-исскуственые - скальные сбросы с разрушеными мельницами или плотинами. 1 падун - 2 слива по 1-1.5 м высотой разделенных островом, до и после слива река спокойная. 2 падун - разрушеная мельница в 150 м от первого, 1 слив высотой ~2 метра, после слива река опять же спокойная. 3 падун через 3 км после второго (самое красивое место на реке, стоянка на скале над падуном) 1 слив 2-2.5 метра высотой в скальных воротах, перед сливом порог 200 м, после слива мощнейшая бочка дальше спокойное течение. 4 падун через 3 км после третьего (разрущенная электростанция) 1 слив 4 м высотой после него "шивера" 2 км. На майских она представляет собой порог с метровыми валами на последних 500 метрах. Идя на байдах обнесли все 4 падуна, хотя первый ходим по левому сливу, но есть шанс сломать байду. Всего на реке около 17 порогов (включая падуны) длиной от 50 м до 2 км. Все пороги очень удобные в отношении организации страховки и зачаливания до и после порога. Из порогов внимательного осмотра требует 7 порог "Плиты" с тремя сливами (на майских его прошел только 1 экипаж (успешно) два остальных обнесли) и порог под мостом (действующим) на 43 км (был обнесен всеми, хотя за год до этого мы прошли его на катамаране). На катамаране мы прошли первые два падуна (при прохождении второго 3 из 4 человек команды были смыты, хотя катамаран не перевернулся), оставшиеся два благополучно обнесли. Я бы с удовольствием еще раз туда съездил. Про Лоймаланйоки ничего не знаю. По Тулемайоки ходил один знакомый каякер - сказал что круто, из этого надо делать соответствующие выводы... From: Валентин Юрин. 1995 Недавно (7 июня) вернулся с речки Уксун-Йоки. Это Юго-Западная Карелия - район, мало известный туристам; он популярен, насколько я знаю, только у туристов Санкт-Петербурга, поэтому стоит рассказать о нем подробнее. Уксун-Йоки (она же Ууксу) впадает в _Ладожское_ озеро с северо-востока. Маршрут начинается от станции Райконкоски (линия Петрозаводск - Суоярви - Санкт-Петербург) и заканчивается на ст.Ууксу (линия Лодейное Поле - Питкяранта - Янисьярви). Вдоль обоих железных дорог идут автотрассы с автобусныым сообщением, еще одна пересекает речку посередине. По словам людей, которые были там в прошлом году и которым я вполне доверяю, на протяжении ~100 км препятствий нет: спокойная вода, болота, озероподобные разливы. Много капитально оборудованных стоянок, на которых летом подолгу стоят семейные туристы. Бурная вода - последние ~15 км. Здесь расположены 4 падуна, проходимых в мае-начале июня; высота каждого порядка 2 м, причем сливы типично карельского типа: вода падает прямо под огромное улово ниже порога и образует невзрачную на вид, но очень глубокую и жесткую бочку. После 4 падуна несколько шивер. В начале поселка Уксу - пятый падун: в одной протоке мощная крутопадающая шивера длиной ~200 м, в другой - слив 2,5-3 м, проходимый только по паводку. Но этот порог требует серьезной обработки и, как минимум, одной ночевки в черте поселка, чего не очень хочется. Поэтому мы его не проходили, а разобрались и уехали. Вообще же в правой протоке - той, в которой шивера - можно поставить неслабую слаломную трассу, по крайней мере, в июне. Место весьма удобное. По некоторым сведениям, вдоль речки можно было заехать снизу по лесной дороге правого берега до первого падуна. Это часто делали туристы из СПб, и именно это мы намеревались сделать. Но сведения оказались устаревшими: хотя сами лесные дороги были проходимы, вероятно, даже для "Нивы", мостики через ручьи были размыты или разобраны. Поплутав по этим дорогам, мы в конце концов вылезли у ближайшего к реке мостика и пешком через ~0,5 км вышли к ней возле 4 падуна. Отсюда вверх до 1 падуна шли около 2 часов по хорошей дороге. Интересна и печальна (но для туристов, наоборот, отрадна) история этих мест. На падунах раньше стояли небольшие ГЭС, построенные, вероятно, еще до 1917 года. Они давали ток окрестным хуторам. В конце 50х - начале 60х годов в ходе компании по "ликвидации неперспективных населенных пунктов" и "укрупнению" хутора были уничтожены, а ГЭС взорваны - специально для того, чтобы люди там больше не жили, а жили в больших поселках под надзором партийно-государственных чиновников. Глядя на огромные гранитные глыбы, из которых когда-то были построены плотины этих ГЭС, можно только удивляться и мастерству строителей, и целеустремленности саперов (точнее, тех, кто отдавал приказы): взрывали их, как и храм Христа Спасителя в Москве, не с первой попытки... Таким образом, весьма обширная территория Европейской России была искусственно децивилизована, и теперь там бывают только редкие рыбаки да туристы. До 1940 года по Уксуну проходила советско-финская граница, и на правом (бывшем финском) берегу видны остатки линии Маннергейма: окопы, доты, колючая проволока. Завалив ее трупами, советские войска все-таки сумели отнять у финнов эту землю. Отняли и разорили. Достоинство этого района - в его доступности. От Москвы до него одна ночь езды, от Петербурга - и того меньше. Из обоих городов ходят беспересадочные вагоны до Питкяранты. Московские перецепляются к местному поезду в Лодейном Поле. Можно ездить хоть на выходные. Из Петербурга ехать еще ближе, но ,увы, через погранзону. Развитая сеть хороших дорог, автобусное сообщение. Правда, начало маршрутов (участок Суоярви - Янисьярви) раньше попадало в погранзону и, возможно, попадает до сих пор (точно не знаю). В Питкяранте погранзоны нет. Уезжать обратно лучше не из пос.Уксун, а из Питкяранты, до которой около получаса автобусом, потому что в последнее время машинисты взяли в привычку проскакивать мелкие станции без остановки (да и кассы там нет). Существенных недостатков у маршрута два. Во-первых, все падуны сложны, опасны и не годятся для катания и тренировок. Во-вторых, очень много комаров. Валентин ЮринКаякеры не тонут!