Муезерка - Чирко-Кемь.
Отчет о многодневном водном походе 3-й кат. сложности
по рекам Муезерка-Чирко-Кемь группы туристов школы 414
руководители : Новик А.Б.
Моднова М.А.
Сроки проведения похода : 11.07.95 - 4.08.95
Краткое описание района путешествия.
Маршрут похода пролегает по территории Северной-Западной части Каре-
лии недалеко от границы с Финляндией - данная местность является
частью погранзоны. В связи с этим населенных пунктов встречается не
много. Реки Муезерка и Чирка-Кемь различаются по сложности порогов,
но похожи характером берегов и числом встречающихся разливов озерного
типа. В основном берега рек болотистые, стоянки искать довольно труд-
но если заранее не знаешь где необходимо остановиться. В лесах встре-
чается большое количество грибов, ягод (морошка,черника,голуби-
ка,клюква). Реки на протяжении всего маршрута богаты рыбой (много фо-
рели). В нескольких местах реки пересекаются с автодорогами, ЧТО ПОЗ-
ВОЛЯЕТ ОРГАНИЗОВАТЬ АВАРИЙНЫЙ УХОД С МАРШРУТА. На островах и на бере-
гах рек можно встретить охотничьи домики, пригодные для жилья. Про-
дукты на протяжении маршрута можно купить в поселках Муезерский, Тик-
ша, Боровой. На протяжении всего маршрута на воде в дневное время бы-
вают порывы ветра, что сильно затрудняет движение по разливам и по
озерам. Вообще большая часть маршрута проходит по таким участкам, а
между ними встречаются пороги плотинного типа. Плюсом маршрута явля-
ется удобные заброска и уход с маршрута (не требуется автотранспор-
та).
День первый.
Сели на поезд ... Москва-Петрозаводск. Отметили начало пути поеданием
торта, пирожков и других вкусностей, а также пением под гитару до
окончания терпения проводников и пассажиров. Дежурных в поезде не
назначали - все ели домашние харчи.
День второй.
Утром были уже в Петрозаводске, где благополучно купили билеты на по-
езд 680 до Муезерска. За время пребывания в Петрозаводске осмотрели
достопримечательности, посетили КСС, которая теперь подчиняется те-
перь Министерству по ЧС и поэтому находится на 4-м этаже общежития по
адресу Комсомольский просп. д. 1 (Индекс 185030, тел. 6-96-09 (Болти-
кова) или 6-78-38 (оперативный дежурный) и произвели дозакупку про-
дуктов: сыр, колбаса, приправы и т.д. (из Москвы тащить тяжело). На
многие продукты в Петрозаводске цены ниже чем в Москве. В 7 вечера
сели на поезд.
День третий.
Рано утром прибыли в поселок Муезерский. На станции нас встретил на-
ряд пограничников, которые проверили у нас проверили документы и уда-
лились. В 2 захода донесли вещи до моста, где посовещавшись с местны-
ми жителями решили поймать автобус (дойти до реки можно было пешком,
но у поселка не было мест для стоянки). Водитель автобуса за неболь-
шую мзду довез нас до чудесного места с песчаным пляжем на берегу
разлива реки, где мы тут же стали собирать байдарки. Некоторые из них
требовали ремонта и проверки на воде, кои и были проведены в этот же
день. Параллельно дежурные готовили завтрак, а позже обед и ужин. Тут
же были собраны первые грибы и ягоды, прочувствованы первые укусы ко-
маров и мух. После обеда начались массовые обкатывания байдарок (не-
далеко находился небольшой перекат). Вечером пошел дождь, народ начал
скисать, но лагерь уже стоял, тент был натянут - вечером все вспомни-
ли, что в группе есть именинница. Поздравления начались после ужина,
а окончились под утро.
День четвертый.
Несмотря на мелкий дождь решили сделать небольшой переход с целью про-
верки плавучести судов в нагруженном состоянии, и адаптации к водному
образу жизни. Размахивая веслами со скоростью света преодолели 2 км.
за 1 (один) час и увидев мелкий классный островок посреди озера зата-
щились и решили, что на нем-то мы и встанем. Часть группы сопротивля-
лась и настаивала на продолжение пути. Но вопрос решился сам собой -
был замечен охотничий домик (с похмелья принятый за баню). Плюс ко
всему пошел дождь и в домик были покиданы легконамокающие вещи и де-
вочки. Группа быстрого реагирования поставила тент и развела костер,
дежурные занялись приготовлением обеда. Дождь закончился и Химика осе-
нила идея затопить баню. Но отсутствие камней все опошлило. Правда не-
надолго - на континенте ... их тоже не нашли. Сначала. А потом нашли.
Но не просто. И мало. С проблемами. Но нашли. Аж 3 ведра. Закидали их
в костер, дождались раскаления и затащили в избу. Были и веники, и го-
лые туристы - в итоге получилась баня, смывшая поездную пыль. (См. фо-
то 1).
День пятый.
Все было гораздо хуже, чем казалось вчера. Остров оказался прямо таки
невеликим, можно сказать даже маленьким - последствия не заставили се-
бя ждать. Небольшое количество растительности на острове мешало скром-
ному уединению участников похода для отправления естесственных потреб-
ностей. (См. фото 2) Несчастные люди, мучимые самой страшной мукой на
свете вынуждены были изобрести новый способ. Нового превнести не смог-
ли, но сортировка людей по пионерски ( Мальчики - налево, девочки нап-
раво ) дала себя знать. Правда плавать приходилось на соседний берег.
Справившись с нуждой, на небо был брошен коллективный взгляд - западло
- пасмурно. " Пойдем ? " - оптимизм Химика большинству был не понятен:
" На фиг. Под дождем не пойдем ". А ведь пошли - за грибами и на по-
чинку байдарок, что было не менее приятно для души и тела.
День шестой.
Первый день хорошей погоды. Ветер стих, светило солнце. Проснулись ра-
но, еще до завтрака некоторые начали собираться. Расставшись с остро-
вом быстро отыскали протоку (Муезерка) и резво пошли вперед. (См. фото
3) Путь группе преградил порог (старая плотина) - первый приличный по-
рог (2 кс). Был сделан перекус, совмещенный с просмотром порога. По
очереди экипажи проходили препятствие, но заснять порог не удалось -
техника не любит попадания в нее воды (купание оказалось роковым). Все
экипажи прошли порог технически грамотно. Дальше все уперлись в мост,
который хотели обнести, да призадумались и сделали проводку удачно
(смыв руководителя не в счет). (См фото 4) Прошли еще несколько км.
После разлива река повернула налево и начались пороги, обозначенные на
карте. Их можно отнести к категории "шкуродер". (См фото 5) Штурман
забеспокоился и в жутком крике донес до нас информацию о том, что са-
мое время для поиска стоянки, т.к. следующая стоянка только через 30
км. Но на берегах кроме болота ничего видно не было, и тут неожиданно
увидели брод через реку и позже поляну. Встали на этой поляне.
День седьмой.
Дневка. Погода хорошая. Выспаться смогли только руководители, т.к.
предусмотрительно поставили палатку в тени - остальным не повезло,
солнце палило нещадно, да еще слепни о них не забывали. Некоторые осо-
бо отчаянные попытались спастись от них в реке, но стоило вылезти из
холодной воды на берег, как эти гады бросались на мокрую кожу. Было
очень жарко, хотелось позагорать, но приходилось ходить в капроновой
одежде. После обеда вся мужская часть группы активно занялась ловлей
рыбы - практически на одном месте стояли 5 рыболовов, таская форель с
частотой рыба/мин. Вечером форель пустили в расход - рыба была вкус-
ной. Позже пойманная дюжина форелей не съелась и стала сухопутной.
Слепни мягко перешли в комаров и мошку - вредные твари заползали всю-
ду, да и кусались не меньше слепней - бандано спасало лучше всего (См.
фото 6). На этой же стоянке многие замазываем царапин в байдарках пос-
ле последней шиверы (воды в реке было довольно много - средний уро-
вень). (См. фото 7) " Сопля " ложится на байдарку - коллаж с реммасте-
ром (р-р ПВХ в ТГФ).
День восьмой.
Ходовой день, однако. Стартовали с ( откуда Вы думаете? ) - правильно,
с места стоянки. Как обычно первый руководитель шел ( каким ? ) - пра-
вильно, последним, между прочим вместе со штурманом ( ну о такой мело-
чи как карты не стоит упоминать). Вывод : второй руководитель шел ВПЕ-
РЕДИ (!!!), ничего не подозревая ни о каких препятствиях. К счастью
река Муезерка особых порогов не имеет. Как обычно Химик пытался подго-
нять экипаж Submarine (катран 2). Через несколько часов отставшие об-
наружили впередсмотрящих на мысе, кушающих и поэтому довольных. (См.
фото 8) Первый руководитель отругал второго за не соблюдение дистан-
ции. В дальнейшем группа шла в обычном порядке. (См. фото 9) Через
несколько км. река вышла в разлив, которым оказалась Чирка-Кемь. Здесь
состоялся второй перекус и было пройдено еще около 10-и км. до озер
без названия. Идти было трудно - течения почти не было и дул ветер в
харю (лицо - словарь Даля), но ближе к вечеру стоянка была найдена.
Может быть это была не самая хорошая стоянка, но это было первое при-
личное место на Чирке - остальное - болото. Руководитель предлагал ид-
ти дальше - по описанию самые красивые стоянки были дальше, однако са-
гитировать группу ему не удалось.
День девятый.
Все долго спали, кроме Лени и Маши (второго руководителя), которые ра-
но утром отправились пешком в Тикшу за хлебом. Сухари у нас еще были,
но планировалось использовать их позже. В это время все потихоньку
проснулись, умылись, почистили зубы, а некоторые даже искупались и
отправились изучать окресности. При ближайшем рассмотрении место на
котором мы остановились было не таким уж плохим - это был мыс по кото-
рому шла грунтовая дорога. Со стороны реки мы видели остатки деревян-
ного моста (мост был древний - во время финской войны по нему перебра-
сывали танки). Была предпринята попытка доплыть до моста для осмотра
дороги - хитрая дорога шла через болото, что сводило ее ценность почти
к нулю (на карте она обозначена и по ней пешком можно дойти почти до
Тикши). Кроме того в тех местах было большое количество черники (а
также кое-где есть брусника с клюквой). К 11-и вернулись гонцы, измо-
танные и усталые (автобусы там не ходят, а водители на шоссе А-34 не
замечают туристов).
День десятый.
Странно - погода опять хорошая. Руководитель пытался поднять всех по-
раньше и порадовать переходом, ан нет - разложение группы достигло
предела и выход был сорван. Как показало будущее - зря. Дров не хвата-
ло, но рядом с лагерем нашли здоровую сухую сосну, которую смогли по-
валить с помощью спасконцов и лебедки Архимеда. А сосна внутри была
пустая - все круто обломились. Но смекалка вещь полезная - слепили
примус (жарить блины) (См. фото 10). Примус получился на славу - блины
делали в рукавицах и по очереди, демонстрируя попутно пассы шеф-пова-
ра. Отбой был рано.
День одиннадцатый.
Было решено пойти до Тикши и зайти в те магазины, которые были закрыты
2 дня назад, и послать телеграммы в КСС и МосГорСЮТур. Проход по озе-
рам весьма утомительное занятие - перекус был устроен вскоре на песча-
ном берегу (См. фото 11 - левый берег Калмозера), наконец-то избавив-
шись от одного из руководителей. Группа не хотела идти дальше и много
времени было потрачено на получение хорошего загара, так что когда мы
дошли до моста в 4-х км. от Тикши времени на магазины уже не осталось,
плюс еще пошел дождь, а небо становилось все более хмурым и предвещало
глобальное наступление непогоды. Поэтому группа отправилась к Челгозе-
ру, где планировалась стоянка.Остановились на правом берегу, рядом с
лесной дорогой - непогода не заставила себя ждать, нас накрыл ливень.
Спасение от него выглядело в виде группового тента, под которым раз-
местилась вся группа и проторчали там 2 часа. Позже были поставлены
палатки, разведен костер и легли спать.
День двенадцатый.
Погода не менялась, шел дождь, люди сидели в палатках, завтрак и ос-
тальная пища были приготовлены под пинками и с опозданием. Однако в
кратких перерывах между дождем кое-кто собирал ягоды, самой вкусной из
которых была морошка, но ее сбор был сопряжен с неминуемым промоканием
в болоте. После обеда группа энтузиастов хотела было отправиться в
Тикшу, но была обломана в своих лучших намерениях - не успевали они в
любом случае, что пешком - дорога в лесу заболочена, что по воде -
пешком от моста идти тоже долго. Настроение всем подняли позже -
праздничный обед по поводу дня рождения Лени превзошел все ожидания -
копченая колбаса шла за деликатес.
День тринадцатый.
Завтрак был вкусный и ранний. Погода вроде улучшилась. Вход в протоку
находился чуть левее места впадения реки в озеро. Река оказалась узкой
и имела небольшое течение. Тут начинались пороги Нахкопорог и далее
после поворота Лоухипорог, которые особо не впечатляли были пройдены
как шиверы (См. фото 11). Прошли ряд камней недалеко от строящегося
моста. Аналогичное место было и ниже по течению, но там был старый
развалившийся мост. Далее следовал порог, за резким поворотом влево.
Просмотр был сделан с берега и в общем порог осложнений не вызвал. Да-
лее следовал разлив. Километров через несколько опять порог - двухсту-
пенчатый, со сливом посередине и валами по бокам. При просмотре порога
нашли классную поляну на правом берегу и остановились на ней. К поляне
идет лесная дорога, которая дальше выходит на лесовозную. Вниз от по-
ляны есть хороший спуск к разливу после порога, где была найдена тур-
баня. Позже она была использована по назначению. Где-то около 4-х ут-
ра. С плаванием в тумане и визгами.
День четырнадцатый.
День объявили тренировочным. Благо позволяли погода и наличие порога
под боком. В полной экипировке братва двинула на подвиги. В это время
руководитель мялся на берегу с фотоаппаратом и спасконцом. По очереди
проходили порог в разных местах. (См. фото 12-14) Подвиги вызывали
восторг и бурное желание сделать фотку для потомков, что привело к не-
мереному перерасходу пленки. Вечером вторая порция героев, спавшая
сутки назад, решила себя побаловать парком. Визг и крики их слышали
далеко за полночь.
День пятнадцатый.
С утра узнали о том, что предстоит миновать 2 самых серьезных порога
на маршруте - Кривой и Тахко (падун). Через 1.5 км после скальных об-
разований начинался порог Кривой. Зачалились и сделали просмотр с бе-
рега, обеспечили страховку с воды и с берега (См фото 15). Жалко мало
было пленки. Общая длина - 300 м. , вход - по центру, через 100 м.
вправо, в конце - обычный слив. Порог смотрится очень красиво с право-
го скалистого берега, поперек реки - несколько мощных валов и бочек.
Течение сильное, в конце прижим вправо, есть обливные камни, на кото-
рые можно сесть. При выходе по правому берегу сильное обратное течение
(сбойка), впрочем по левому тоже. На наших глазах группа бородатых
чайников на Тайменях (сперевшие у нас юбку) кильнулась на этих сбой-
ках. Мы от них не отстали и кильнулись Субмарина и Руководящая посуди-
на. Оба экипажа были отловлены и посажены на место (опыт майских со-
ревнований пропить не удалось). Репутация руководитель была подмочена,
несмотря на обвинения руководителем штурмана (плохому танцору сапоги
мешают). После Пришлось зачалиться для просмотра - почти сразу же за
Кривым начинался Тахко. Долго думали идти или не идти - порешили на
обносе (против правил не попрешь). Обнесли все кроме руководителя, ко-
торый восстанавливая утерянную репутацию без проблем прошел порог (4-5
кс). Далее вышли в разлив, на левом берегу которого есть ферма (ее
обитатели видимо из разряда New Russians - имеют свой пароход, который
нас неоднократно догонял - пассажирам была развлекуха в виде предложе-
ний взять нас на буксир, однако потом они были оскорблены в лучших
чувствах - пароход в порог не входит). Через пару часов отыскали на
левом берегу реки красивый мыс с песчаным пляжем.
День шестнадцатый.
Обилие ягод целиком компенсировалось обилием комаров. Опухшее от уку-
сов лицо с фиолетовым от черники языком стало писком моды. В обед ва-
рили уху, а вечером были блины с грибами. В свободное время занимались
мелким ремонтом лодок и игрой в волейбол и бадминтон.
День семнадцатый.
Несмотря на сильный встречный ветер группа ломанулась дальше, о чем
сильно пожалела. Река становилась все шире и шире, течение почти не
чувствовалось, пороги отсутствовали. В середине дня группа останови-
лась недалеко от горы Большая Чукури (331 м.) напротив островка и сде-
лала полноценный обед. С новыми силами двинулись дальше и пройдя при-
ток - реку Няогу, остановилась для просмотра порогов на левом берегу.
Ледмопорог показался нам несложным после предыдущих и был пройден без
проблем. После второй ступени начинается разлив и на нем есть несколь-
ко стоянок, но все были полны энтузиазма идти дальше и поэтому мы
проплыли еще около часа до красивой стоянки на высоком правом берегу
(на левом берегу стоянки были заняты). Все осознали свою ошибку и сде-
лали вывод, что все надо делать вовремя. Лагерь и приготовление пищи в
сумерках это Вам не в баню ходить.
День восемнадцатый.
На следующий день встали позже чем обычно и решили идти дальше (дураки
учатся дважды). Вышли после обеда, хотели пройти немного. Разлив вско-
ре кончился и пред нами предстал очередной порог с обнадеживающим наз-
ванием Килба (слава Богу название не оправдало себя - треклятый финс-
кий язык - "Река-а" ). При быстром течении реки не замечаешь пройден-
ные километра - мы быстро оказались перед порогом Омос, порог был нес-
ложным. Далее присутствовал разлив километра на 1.5 и снова пороги
Нкутт и др. Каждый из них интересен по своему, но особой сложности при
прохождении не представляют. Так мы шли - порог за порогом (Железные
ворота, Вигитус, Грядовый, Ручей), пока не стемнело и не пошел дождь.
Догадка пришла сразу - а не поставить ли нам лагерь ? Нашли хорошее
место на правом берегу перед порогом Рокк, но в сумерках оно выглядело
большим болотом с отдельно стоящими камнями (но было кострище с дрова-
ми и было мягко спать).
День девятнадцатый.
Наградой первым проснувшимся была гигантская черника - чуть ли не с
виноград (Мичурин жив!). Вместо сбора лагеря начался сбор ягод. Некто
(не будем показывать пальцем, хотя это был Химик) достал прибор, силь-
но нарушающий экологию, зато эффективный в действии и за полчаса наб-
рал 7-и литровый кан. К полудню чернику доели и тронулись в путь. По-
рог Рокк оправдал таки свое название - многие попортили на нем себе
шкурку (а Химику нервы) (См фото 16). Через некоторое время проплыли
мимо острова Ст. Сосно - течение было быстрым, пороги небольшими. Было
решено идти по правому руслу (См. фото 17). Вскоре доплыли до островов
Шалсари, на которых решили остановиться{ESC}.
День двадцатый.
Дневок решили больше не делать, т.к. была запланирована экскурсия в
Кижи. Вышли не очень рано, около 11-и часов. Погода радовала. Пороги
начались почти сразу и мы часто не видели границы между двумя порога-
ми. По карте мы прошли 8 порогов на одном дыхании (Елисей, Олений, Ло-
ухи). Самым сложным показался порог Горшок, который довольно трудно
просмотреть, т.к. к нему нет подходов. Остальные пороги похожи на
длинную 3-х километровую шиверу с мощными валами и отдельно стоящими в
шахматном порядке бочками, которые можно легко обойти. Позже встреча-
лись отдельные небольшие пороги, которые и за пороги-то не считают.
Просто по берегам реки стоят большие камни, а в центре ускоренное те-
чение (См фото 18). Местные рыбаки предлагали нам остановиться не до-
ходя до пос Боровой, но руководитель настоял на том, чтобы остановить-
ся поближе к ж.д. станции. Вскоре после появления первых домов по ле-
вому берегу мы остановились в километре от моста (по карте напротив
станции). Тут нашли чудную поляну, прямо таки созданную для просушки
лодок и кострище в еловом лесу с валунами вокруг него. Сразу же начали
разбирать лодки чтобы утреннее солнце просушило их. Дежурные пригото-
вили вкусный ужин из остатков продуктов и большая часть группы отпра-
вилась спать. Некоторые остались охранять лагерь от хитрых местных жи-
телей. Но опасения были напрасны - аборигены тут хорошо относятся к
туристам и поэтому пришли к нам в гости с подарками и гитарой.
День двадцать первый.
Просушили лодки, собрались, на прощание искупались несколько раз и
пошли на станцию. Купили билеты, сели на поезд в 4 часа и вскоре (че-
рез 16 часов) приехали в Петрозаводск.
День двадцать второй.
С утра по приезду в город заказали билеты, экскурсию в Кижи. Главный
руководитель здесь насмерть был сражен вкусом местных плюшек с варень-
ем из клюквы и брусники и его любовь к ним выразилась в покупке 3-х кг.
оных по цене 8000 руб./кг. - будьте внимательны, не пропустите !
Там же были отданы в проявку пленки, о чем позже пожалели, т.к. прояв-
ка пленки обошлась в те же 8 штук/пленку и были плохо просушены и про-
явлены.
Заночевали в квартире, которой любезно с нами поделились знакомые ру-
ководителя.
День двадцать третий.
Заказанная вчера экскурсия состоялась. Вечером вновь пришлось потрево-
жить знакомых Химика - и вновь у нас был ночлег (туризм на дому - ве-
село, но уж больно душно).
День двадцать четвертый.
День ушел на подготовку к переезду - как то выкидывание пришедших в
негодность вещей, укладка рюкзаков и закупка продовольствия на поезд.
Кое-кто покатался на "ракете" по Онежскому озеру и погуляли по городу,
который считаем вторым родным городом. Вечером благополучно сели на
поезд 181. 4-го августа были в Москве.
График похода.
э Дня Дата Участок Маршрута Километраж Способ движения
1 11.07 Москва-Петрозаводск -------- поезд
2 12.07 Петрозаводск-Муезерск -------- поезд
3 13.07 дневка -------- ------------
4 14.07 Муезерск - Озеро 5 по воде
5 15.07 дневка -------- ------------
6 16.07 Озеро - р. Муезерка 14 по воде
7 17.07 дневка -------- ------------
8 18.07 Муезерка - Чирко-Кемь 34 по воде
9 19.07 дневка -------- ------------
10 20.07 дневка -------- ------------
11 21.07 Чирко-Кемь-Челгозеро 20 по воде
12 22.07 дневка -------- ------------
13 23.07 Челгозеро-пор.Кривой 12 по воде
14 24.07 дневка -------- ------------
15 25.07 пор.Кривой-р.Чирко-Кемь 12 по воде
16 26.07 дневка -------- ------------
17 27.07 Чирко-Кемь-пор.Кельба 26 по воде
18 28.07 пор.Кельба-пор.Рокк 15 по воде
19 29.07 пор.Рокк-ов.Шалсари 11 по воде
20 30.07 Шалсари-пос.Боровой 15 по воде
21 31.07 Боровой-Петрозаводск --------- поезд
22 1.08 Петрозаводск --------- ------------
23 2.08 Петрозаводск --------- ------------
24 3.08 Петрозаводск-Москва --------- поезд
25 4.08 Москва --------- ------------
Итого : 10 ход. дней - 164 км.
В качестве стоянок указаны ближайшие населенные пункты либо приметы.
Заключение и рекомендации.
В целом поход прошел удачно, т.к. все пороги, которые
необходимо было пройти мы прошли успешно. Погода в общем
была нормальная. Средняя температура воздуха - 20 градусов, а
воды - 18 ( гидрокостюм не нужен ), т.е. если бы не обилие
насекомых - там смело можно открывать курорт. Участники похода
привезли с собой много сухой рыбы, грибов и перетертой с
сахаром черники. Рекомендуем не спешить при прохождении
маршрута - тут достаточно хороших мест для стоянок и отдыха,
а так же большое количество порогов, где можно потренироваться
ничем не рискуя. Не рекомендуем проходить порог Тахту, т.к.
похоже, что в нем лежат либо куски арматуры либо острые камни
- разрезы на дне чужих байдарок выглядели жутковато (иногда
до 0.5 метра). Не пытайтесь заказать экскурсию на Соловецкие
острова - засилье монахов там портит туристический бизнес. Если
останется время - посетите Кижи - не пожалеете ( закажите
экскурсию в ГорТурБюро в бывшем здании КСС). Удачи Вам !