Туризм и отдых в Карелии!

Муезерка - Чирко-Кемь.

Муезерка - Чирко-Кемь.

 

        Отчет о многодневном водном походе 3-й кат. сложности
      по рекам  Муезерка-Чирко-Кемь  группы  туристов школы 414
                           руководители : Новик А.Б.
                                          Моднова М.А.

            Сроки проведения похода : 11.07.95 - 4.08.95

        Краткое описание района путешествия.

Маршрут похода  пролегает по территории Северной-Западной части Каре-
лии недалеко от границы с  Финляндией  -  данная  местность  является
частью  погранзоны.  В связи с этим населенных пунктов встречается не
много.  Реки Муезерка и Чирка-Кемь различаются по сложности  порогов,
но похожи характером берегов и числом встречающихся разливов озерного
типа. В основном берега рек болотистые, стоянки искать довольно труд-
но если заранее не знаешь где необходимо остановиться. В лесах встре-
чается  большое  количество  грибов,  ягод   (морошка,черника,голуби-
ка,клюква). Реки на протяжении всего маршрута богаты рыбой (много фо-
рели). В нескольких местах реки пересекаются с автодорогами, ЧТО ПОЗ-
ВОЛЯЕТ ОРГАНИЗОВАТЬ АВАРИЙНЫЙ УХОД С МАРШРУТА. На островах и на бере-
гах рек можно встретить охотничьи домики,  пригодные для жилья.  Про-
дукты на протяжении маршрута можно купить в поселках Муезерский, Тик-
ша, Боровой. На протяжении всего маршрута на воде в дневное время бы-
вают  порывы  ветра,  что сильно затрудняет движение по разливам и по
озерам.  Вообще большая часть маршрута проходит по таким участкам,  а
между ними встречаются пороги плотинного типа.  Плюсом маршрута явля-
ется удобные заброска и уход с маршрута (не  требуется  автотранспор-
та).


        День первый.

Сели на поезд ... Москва-Петрозаводск. Отметили начало пути поеданием
торта, пирожков  и  других  вкусностей,  а также пением под гитару до
окончания терпения проводников и пассажиров.  Дежурных  в  поезде  не
назначали - все ели домашние харчи.

        День второй.

Утром были уже в Петрозаводске, где благополучно купили билеты на по-
езд 680 до Муезерска.  За время пребывания в Петрозаводске  осмотрели
достопримечательности,  посетили КСС,  которая теперь подчиняется те-
перь Министерству по ЧС и поэтому находится на 4-м этаже общежития по
адресу Комсомольский просп. д. 1 (Индекс 185030, тел. 6-96-09 (Болти-
кова) или 6-78-38 (оперативный дежурный) и произвели  дозакупку  про-
дуктов:  сыр,  колбаса, приправы и т.д. (из Москвы тащить тяжело). На
многие продукты в Петрозаводске цены ниже чем в Москве.  В  7  вечера
сели на поезд.

        День третий.

Рано утром прибыли в поселок Муезерский.  На станции нас встретил на-
ряд пограничников, которые проверили у нас проверили документы и уда-
лились. В 2 захода донесли вещи до моста, где посовещавшись с местны-
ми жителями решили поймать автобус (дойти до реки можно было  пешком,
но у поселка не было мест для стоянки).  Водитель автобуса за неболь-
шую мзду довез нас до чудесного места с  песчаным  пляжем  на  берегу
разлива реки, где мы тут же стали собирать байдарки. Некоторые из них
требовали ремонта и проверки на воде,  кои и были проведены в этот же
день. Параллельно дежурные готовили завтрак, а позже обед и ужин. Тут
же были собраны первые грибы и ягоды, прочувствованы первые укусы ко-
маров и мух.  После обеда начались массовые обкатывания байдарок (не-
далеко находился небольшой перекат). Вечером пошел дождь, народ начал
скисать, но лагерь уже стоял, тент был натянут - вечером все вспомни-
ли,  что в группе есть именинница. Поздравления начались после ужина,
а окончились под утро.

        День четвертый.

Несмотря на мелкий дождь решили сделать небольшой переход с целью про-
верки плавучести судов в нагруженном состоянии,  и адаптации к водному
образу  жизни.  Размахивая веслами со скоростью света преодолели 2 км.
за 1 (один) час и увидев мелкий классный островок посреди озера  зата-
щились и решили,  что на нем-то мы и встанем. Часть группы сопротивля-
лась и настаивала на продолжение пути.  Но вопрос решился сам собой  -
был  замечен  охотничий  домик (с похмелья принятый за баню).  Плюс ко
всему пошел дождь и в домик были покиданы легконамокающие вещи  и  де-
вочки.  Группа  быстрого реагирования поставила тент и развела костер,
дежурные занялись приготовлением обеда. Дождь закончился и Химика осе-
нила идея затопить баню. Но отсутствие камней все опошлило. Правда не-
надолго - на континенте ...  их тоже не нашли. Сначала. А потом нашли.
Но не просто.  И мало. С проблемами. Но нашли. Аж 3 ведра. Закидали их
в костер, дождались раскаления и затащили в избу. Были и веники, и го-
лые туристы - в итоге получилась баня, смывшая поездную пыль. (См. фо-
то 1).

        День пятый.

Все было гораздо хуже,  чем казалось вчера. Остров оказался прямо таки
невеликим, можно сказать даже маленьким - последствия не заставили се-
бя ждать. Небольшое количество растительности на острове мешало скром-
ному уединению участников похода для отправления естесственных потреб-
ностей.  (См. фото 2) Несчастные люди, мучимые самой страшной мукой на
свете вынуждены были изобрести новый способ. Нового превнести не смог-
ли, но сортировка людей по пионерски ( Мальчики - налево, девочки нап-
раво ) дала себя знать.  Правда плавать приходилось на соседний берег.
Справившись с нуждой, на небо был брошен коллективный взгляд - западло
- пасмурно. " Пойдем ? " - оптимизм Химика большинству был не понятен:
" На фиг.  Под дождем не пойдем ".  А ведь пошли - за грибами и на по-
чинку байдарок, что было не менее приятно для души и тела.

        День шестой.

Первый день хорошей погоды. Ветер стих, светило солнце. Проснулись ра-
но,  еще до завтрака некоторые начали собираться. Расставшись с остро-
вом быстро отыскали протоку (Муезерка) и резво пошли вперед. (См. фото
3) Путь группе преградил порог (старая плотина) - первый приличный по-
рог (2 кс).  Был сделан перекус,  совмещенный с просмотром порога.  По
очереди экипажи проходили препятствие,  но заснять порог не удалось  -
техника не любит попадания в нее воды (купание оказалось роковым). Все
экипажи прошли порог технически грамотно.  Дальше все уперлись в мост,
который  хотели  обнести,  да  призадумались и сделали проводку удачно
(смыв руководителя не в счет).  (См фото 4) Прошли еще  несколько  км.
После разлива река повернула налево и начались пороги, обозначенные на
карте.  Их можно отнести к категории "шкуродер".  (См фото 5)  Штурман
забеспокоился и в жутком крике донес до нас информацию о том,  что са-
мое время для поиска стоянки,  т.к.  следующая стоянка только через 30
км.  Но на берегах кроме болота ничего видно не было, и тут неожиданно
увидели брод через реку и позже поляну. Встали на этой поляне.

        День седьмой.

Дневка. Погода хорошая.  Выспаться смогли  только  руководители,  т.к.
предусмотрительно  поставили  палатку  в  тени - остальным не повезло,
солнце палило нещадно, да еще слепни о них не забывали. Некоторые осо-
бо  отчаянные попытались спастись от них в реке,  но стоило вылезти из
холодной воды на берег,  как эти гады бросались на мокрую  кожу.  Было
очень жарко,  хотелось позагорать,  но приходилось ходить в капроновой
одежде.  После обеда вся мужская часть группы активно занялась  ловлей
рыбы - практически на одном месте стояли 5 рыболовов,  таская форель с
частотой рыба/мин.  Вечером форель пустили в расход - рыба была  вкус-
ной.  Позже  пойманная  дюжина  форелей не съелась и стала сухопутной.
Слепни мягко перешли в комаров и мошку - вредные твари заползали  всю-
ду, да и кусались не меньше слепней - бандано спасало лучше всего (См.
фото 6). На этой же стоянке многие замазываем царапин в байдарках пос-
ле  последней  шиверы  (воды в реке было довольно много - средний уро-
вень). (См. фото 7) " Сопля " ложится на байдарку - коллаж с реммасте-
ром (р-р ПВХ в ТГФ).

        День восьмой.

Ходовой день, однако. Стартовали с ( откуда Вы думаете? ) - правильно,
с места стоянки. Как обычно первый руководитель шел ( каким ? ) - пра-
вильно, последним, между прочим вместе со штурманом ( ну о такой мело-
чи как карты не стоит упоминать). Вывод : второй руководитель шел ВПЕ-
РЕДИ  (!!!),  ничего не подозревая ни о каких препятствиях.  К счастью
река Муезерка особых порогов не имеет. Как обычно Химик пытался подго-
нять экипаж Submarine (катран 2).  Через несколько часов отставшие об-
наружили впередсмотрящих на мысе,  кушающих и поэтому довольных.  (См.
фото  8)  Первый руководитель отругал второго за не соблюдение дистан-
ции.  В дальнейшем группа шла в обычном порядке.  (См.  фото 9)  Через
несколько км. река вышла в разлив, которым оказалась Чирка-Кемь. Здесь
состоялся второй перекус и было пройдено еще около 10-и  км.  до  озер
без  названия.  Идти было трудно - течения почти не было и дул ветер в
харю (лицо - словарь Даля),  но ближе к вечеру стоянка  была  найдена.
Может быть это была не самая хорошая стоянка,  но это было первое при-
личное место на Чирке - остальное - болото. Руководитель предлагал ид-
ти дальше - по описанию самые красивые стоянки были дальше, однако са-
гитировать группу ему не удалось.

        День девятый.

Все долго спали, кроме Лени и Маши (второго руководителя), которые ра-
но утром отправились пешком в Тикшу за хлебом.  Сухари у нас еще были,
но планировалось использовать их позже.  В это  время  все  потихоньку
проснулись,  умылись,  почистили  зубы,  а некоторые даже искупались и
отправились изучать окресности.  При ближайшем рассмотрении  место  на
котором мы остановились было не таким уж плохим - это был мыс по кото-
рому шла грунтовая дорога.  Со стороны реки мы видели остатки деревян-
ного моста (мост был древний - во время финской войны по нему перебра-
сывали танки).  Была предпринята попытка доплыть до моста для  осмотра
дороги - хитрая дорога шла через болото, что сводило ее ценность почти
к нулю (на карте она обозначена и по ней пешком можно дойти  почти  до
Тикши).  Кроме  того  в  тех местах было большое количество черники (а
также кое-где есть брусника с клюквой).  К 11-и вернулись гонцы, измо-
танные  и усталые (автобусы там не ходят,  а водители на шоссе А-34 не
замечают туристов).

        День десятый.

Странно - погода опять хорошая.  Руководитель пытался поднять всех по-
раньше  и  порадовать  переходом,  ан нет - разложение группы достигло
предела и выход был сорван. Как показало будущее - зря. Дров не хвата-
ло,  но рядом с лагерем нашли здоровую сухую сосну, которую смогли по-
валить с помощью спасконцов и лебедки Архимеда.  А сосна  внутри  была
пустая  -  все  круто обломились.  Но смекалка вещь полезная - слепили
примус (жарить блины) (См. фото 10). Примус получился на славу - блины
делали в рукавицах и по очереди,  демонстрируя попутно пассы шеф-пова-
ра. Отбой был рано.

        День одиннадцатый.

Было решено пойти до Тикши и зайти в те магазины, которые были закрыты
2 дня назад,  и послать телеграммы в КСС и МосГорСЮТур. Проход по озе-
рам весьма утомительное занятие - перекус был устроен вскоре на песча-
ном берегу (См.  фото 11 - левый берег Калмозера), наконец-то избавив-
шись от одного из руководителей.  Группа не хотела идти дальше и много
времени было потрачено на получение хорошего загара,  так что когда мы
дошли до моста в 4-х км. от Тикши времени на магазины уже не осталось,
плюс еще пошел дождь, а небо становилось все более хмурым и предвещало
глобальное наступление непогоды. Поэтому группа отправилась к Челгозе-
ру,  где планировалась стоянка.Остановились на правом берегу,  рядом с
лесной дорогой - непогода не заставила себя ждать,  нас накрыл ливень.
Спасение  от него выглядело в виде группового тента,  под которым раз-
местилась вся группа и проторчали там 2 часа.  Позже  были  поставлены
палатки, разведен костер и легли спать.

        День двенадцатый.

Погода не менялась,  шел дождь,  люди сидели в палатках, завтрак и ос-
тальная пища были приготовлены под пинками и с  опозданием.  Однако  в
кратких перерывах между дождем кое-кто собирал ягоды, самой вкусной из
которых была морошка, но ее сбор был сопряжен с неминуемым промоканием
в  болоте.  После  обеда  группа энтузиастов хотела было отправиться в
Тикшу,  но была обломана в своих лучших намерениях - не успевали они в
любом  случае,  что  пешком - дорога в лесу заболочена,  что по воде -
пешком от моста идти тоже  долго.  Настроение  всем  подняли  позже  -
праздничный  обед по поводу дня рождения Лени превзошел все ожидания -
копченая колбаса шла за деликатес.

        День тринадцатый.

Завтрак был вкусный и ранний.  Погода вроде улучшилась. Вход в протоку
находился чуть левее места впадения реки в озеро. Река оказалась узкой
и имела небольшое течение.  Тут начинались пороги Нахкопорог  и  далее
после  поворота Лоухипорог,  которые особо не впечатляли были пройдены
как шиверы (См.  фото 11).  Прошли ряд камней недалеко от  строящегося
моста.  Аналогичное  место  было и ниже по течению,  но там был старый
развалившийся мост.  Далее следовал порог,  за резким поворотом влево.
Просмотр был сделан с берега и в общем порог осложнений не вызвал. Да-
лее следовал разлив. Километров через несколько опять порог - двухсту-
пенчатый, со сливом посередине и валами по бокам. При просмотре порога
нашли классную поляну на правом берегу и остановились на ней. К поляне
идет лесная дорога,  которая дальше выходит на лесовозную. Вниз от по-
ляны есть хороший спуск к разливу после порога,  где была найдена тур-
баня.  Позже она была использована по назначению. Где-то около 4-х ут-
ра. С плаванием в тумане и визгами.

        День четырнадцатый.

День объявили тренировочным.  Благо позволяли погода и наличие  порога
под боком.  В полной экипировке братва двинула на подвиги. В это время
руководитель мялся на берегу с фотоаппаратом и спасконцом.  По очереди
проходили  порог  в разных местах.  (См.  фото 12-14) Подвиги вызывали
восторг и бурное желание сделать фотку для потомков, что привело к не-
мереному  перерасходу  пленки.  Вечером вторая порция героев,  спавшая
сутки назад,  решила себя побаловать парком.  Визг и крики их  слышали
далеко за полночь.

        День пятнадцатый.

С утра  узнали о том,  что предстоит миновать 2 самых серьезных порога
на маршруте - Кривой и Тахко (падун).  Через 1.5 км после скальных об-
разований начинался порог Кривой.  Зачалились и сделали просмотр с бе-
рега,  обеспечили страховку с воды и с берега (См фото 15). Жалко мало
было пленки.  Общая длина - 300 м.  ,  вход - по центру,  через 100 м.
вправо, в конце - обычный слив. Порог смотрится очень красиво с право-
го  скалистого берега,  поперек реки - несколько мощных валов и бочек.
Течение сильное,  в конце прижим вправо, есть обливные камни, на кото-
рые можно сесть. При выходе по правому берегу сильное обратное течение
(сбойка),  впрочем по левому тоже.  На наших глазах  группа  бородатых
чайников  на  Тайменях (сперевшие у нас юбку) кильнулась на этих сбой-
ках. Мы от них не отстали и кильнулись Субмарина и Руководящая посуди-
на.  Оба  экипажа были отловлены и посажены на место (опыт майских со-
ревнований пропить не удалось). Репутация руководитель была подмочена,
несмотря  на  обвинения руководителем штурмана (плохому танцору сапоги
мешают).  После Пришлось зачалиться для просмотра - почти сразу же  за
Кривым  начинался  Тахко.  Долго думали идти или не идти - порешили на
обносе (против правил не попрешь). Обнесли все кроме руководителя, ко-
торый восстанавливая утерянную репутацию без проблем прошел порог (4-5
кс).  Далее вышли в разлив,  на левом берегу которого есть  ферма  (ее
обитатели видимо из разряда New Russians - имеют свой пароход, который
нас неоднократно догонял - пассажирам была развлекуха в виде предложе-
ний  взять  нас  на буксир,  однако потом они были оскорблены в лучших
чувствах - пароход в порог не входит).  Через пару часов  отыскали  на
левом берегу реки красивый мыс с песчаным пляжем.

        День шестнадцатый.

Обилие ягод целиком компенсировалось обилием комаров.  Опухшее от уку-
сов лицо с фиолетовым от черники языком стало писком моды.  В обед ва-
рили уху, а вечером были блины с грибами. В свободное время занимались
мелким ремонтом лодок и игрой в волейбол и бадминтон.

        День семнадцатый.

Несмотря на сильный встречный ветер группа ломанулась  дальше,  о  чем
сильно  пожалела.  Река становилась все шире и шире,  течение почти не
чувствовалось,  пороги отсутствовали.  В середине дня группа останови-
лась недалеко от горы Большая Чукури (331 м.) напротив островка и сде-
лала полноценный обед.  С новыми силами двинулись дальше и пройдя при-
ток - реку Няогу,  остановилась для просмотра порогов на левом берегу.
Ледмопорог показался нам несложным после предыдущих и был пройден  без
проблем. После второй ступени начинается разлив и на нем есть несколь-
ко стоянок,  но все были полны энтузиазма идти  дальше  и  поэтому  мы
проплыли  еще  около часа до красивой стоянки на высоком правом берегу
(на левом берегу стоянки были заняты). Все осознали свою ошибку и сде-
лали вывод, что все надо делать вовремя. Лагерь и приготовление пищи в
сумерках это Вам не в баню ходить.

        День восемнадцатый.

На следующий день встали позже чем обычно и решили идти дальше (дураки
учатся дважды). Вышли после обеда, хотели пройти немного. Разлив вско-
ре кончился и пред нами предстал очередной порог с обнадеживающим наз-
ванием  Килба (слава Богу название не оправдало себя - треклятый финс-
кий язык - "Река-а" ).  При быстром течении реки не замечаешь пройден-
ные километра - мы быстро оказались перед порогом Омос, порог был нес-
ложным.  Далее присутствовал разлив километра на 1.5  и  снова  пороги
Нкутт и др. Каждый из них интересен по своему, но особой сложности при
прохождении не представляют.  Так мы шли - порог за порогом  (Железные
ворота,  Вигитус, Грядовый, Ручей), пока не стемнело и не пошел дождь.
Догадка пришла сразу - а не поставить ли нам лагерь  ?  Нашли  хорошее
место на правом берегу перед порогом Рокк, но в сумерках оно выглядело
большим болотом с отдельно стоящими камнями (но было кострище с дрова-
ми и было мягко спать).

        День девятнадцатый.

Наградой первым  проснувшимся  была  гигантская черника - чуть ли не с
виноград (Мичурин жив!).  Вместо сбора лагеря начался сбор ягод. Некто
(не будем показывать пальцем, хотя это был Химик) достал прибор, силь-
но нарушающий экологию,  зато эффективный в действии и за полчаса наб-
рал 7-и литровый кан.  К полудню чернику доели и тронулись в путь. По-
рог Рокк оправдал таки свое название - многие попортили  на  нем  себе
шкурку  (а Химику нервы) (См фото 16).  Через некоторое время проплыли
мимо острова Ст. Сосно - течение было быстрым, пороги небольшими. Было
решено идти по правому руслу (См. фото 17). Вскоре доплыли до островов
Шалсари, на которых решили остановиться{ESC}.

        День двадцатый.

Дневок решили больше не делать,  т.к.  была запланирована экскурсия  в
Кижи.  Вышли не очень рано,  около 11-и часов. Погода радовала. Пороги
начались почти сразу и мы часто не видели границы между двумя  порога-
ми. По карте мы прошли 8 порогов на одном дыхании (Елисей, Олений, Ло-
ухи).  Самым сложным показался порог Горшок,  который довольно  трудно
просмотреть,  т.к.  к  нему  нет подходов.  Остальные пороги похожи на
длинную 3-х километровую шиверу с мощными валами и отдельно стоящими в
шахматном порядке бочками,  которые можно легко обойти. Позже встреча-
лись отдельные небольшие пороги,  которые и за пороги-то  не  считают.
Просто по берегам реки стоят большие камни,  а в центре ускоренное те-
чение (См фото 18).  Местные рыбаки предлагали нам остановиться не до-
ходя до пос Боровой, но руководитель настоял на том, чтобы остановить-
ся поближе к ж.д.  станции. Вскоре после появления первых домов по ле-
вому  берегу  мы  остановились в километре от моста (по карте напротив
станции).  Тут нашли чудную поляну,  прямо таки созданную для просушки
лодок и кострище в еловом лесу с валунами вокруг него. Сразу же начали
разбирать лодки чтобы утреннее солнце просушило их.  Дежурные пригото-
вили  вкусный ужин из остатков продуктов и большая часть группы отпра-
вилась спать. Некоторые остались охранять лагерь от хитрых местных жи-
телей.  Но  опасения  были напрасны - аборигены тут хорошо относятся к
туристам и поэтому пришли к нам в гости с подарками и гитарой.

        День двадцать первый.

Просушили лодки,  собрались,  на прощание искупались несколько  раз  и
пошли на станцию.  Купили билеты, сели на поезд в 4 часа и вскоре (че-
рез 16 часов) приехали в Петрозаводск.

        День двадцать второй.

С утра по приезду в город заказали билеты,  экскурсию в Кижи.  Главный
руководитель здесь насмерть был сражен вкусом местных плюшек с варень-
ем из клюквы и брусники и его любовь к ним выразилась в покупке 3-х кг.
оных по цене  8000 руб./кг. - будьте внимательны, не пропустите !
Там же были отданы в проявку пленки, о чем позже пожалели, т.к. прояв-
ка пленки обошлась в те же 8 штук/пленку и были плохо просушены и про-
явлены.
Заночевали в квартире,  которой любезно с нами поделились знакомые ру-
ководителя.

        День двадцать третий.

Заказанная вчера экскурсия состоялась. Вечером вновь пришлось потрево-
жить знакомых  Химика - и вновь у нас был ночлег (туризм на дому - ве-
село, но уж больно душно).

        День двадцать четвертый.

День ушел на подготовку к переезду - как то  выкидывание  пришедших  в
негодность вещей,  укладка рюкзаков и закупка продовольствия на поезд.
Кое-кто покатался на "ракете" по Онежскому озеру и погуляли по городу,
который считаем  вторым  родным городом.  Вечером благополучно сели на
поезд 181. 4-го августа были в Москве.


        График похода.

э Дня Дата      Участок Маршрута     Километраж   Способ движения

 1   11.07     Москва-Петрозаводск   --------         поезд
 2   12.07    Петрозаводск-Муезерск  --------         поезд
 3   13.07         дневка            --------      ------------
 4   14.07      Муезерск - Озеро        5            по воде
 5   15.07         дневка            --------      ------------
 6   16.07    Озеро - р. Муезерка       14           по воде
 7   17.07         дневка            --------      ------------
 8   18.07    Муезерка - Чирко-Кемь     34           по воде
 9   19.07         дневка            --------      ------------
10   20.07         дневка            --------      ------------
11   21.07    Чирко-Кемь-Челгозеро      20           по воде
12   22.07         дневка            --------      ------------
13   23.07    Челгозеро-пор.Кривой      12           по воде
14   24.07         дневка            --------      ------------
15   25.07  пор.Кривой-р.Чирко-Кемь     12           по воде
16   26.07         дневка            --------      ------------
17   27.07   Чирко-Кемь-пор.Кельба      26           по воде
18   28.07    пор.Кельба-пор.Рокк       15           по воде
19   29.07    пор.Рокк-ов.Шалсари       11           по воде
20   30.07    Шалсари-пос.Боровой       15           по воде
21   31.07    Боровой-Петрозаводск   ---------        поезд
22    1.08        Петрозаводск       ---------     ------------
23    2.08        Петрозаводск       ---------     ------------
24    3.08    Петрозаводск-Москва    ---------        поезд
25    4.08          Москва           ---------     ------------

Итого :  10 ход. дней  -  164 км.
В качестве стоянок указаны ближайшие населенные пункты либо приметы.

 

        Заключение и рекомендации.

В   целом   поход   прошел  удачно,  т.к.   все  пороги,  которые
необходимо   было   пройти   мы   прошли  успешно. Погода в общем
была  нормальная.  Средняя  температура  воздуха - 20 градусов, а
воды  -  18 ( гидрокостюм  не  нужен ),  т.е.  если бы не обилие
насекомых - там смело можно открывать  курорт.  Участники похода
привезли  с  собой  много  сухой рыбы,  грибов  и  перетертой  с
сахаром  черники.    Рекомендуем  не  спешить   при  прохождении
маршрута - тут достаточно  хороших мест для  стоянок  и  отдыха,
а так же  большое количество порогов, где можно  потренироваться
ничем  не  рискуя. Не рекомендуем  проходить порог  Тахту,  т.к.
похоже,  что в нем лежат либо куски арматуры либо  острые  камни
-  разрезы  на  дне чужих байдарок  выглядели жутковато  (иногда
до 0.5 метра).  Не пытайтесь  заказать  экскурсию на  Соловецкие
острова - засилье монахов там портит туристический бизнес.  Если
останется  время  -  посетите  Кижи  -  не  пожалеете ( закажите
экскурсию в ГорТурБюро в бывшем здании КСС). Удачи Вам !