Туризм и отдых в Карелии!

Творческая мастерская один к ста одному или как быстро повзрослеть.

Творческая мастерская один к ста одному или как быстро повзрослеть.

По свежим эмоциям от спектакля «1/101» по прозе молодой писательницы Аси Петровой «Волки на парашютах» в Театре драммы Республики Карелия "Творческая мастерская".

На рубеже 80-х и 90-х годов наш школьный класс гуманитарной направленности не только ездил по знаменитым писательским местам СССР, но и посещал театры родного Петрозаводска. Так в 1991 году, школьником, читай ребенком, я впервые попал в «Творческую мастерскую». Мы смотрели, если верно помню, спектакль по повести Бориса Васильева «Завтра была война». Из зала я вышел уже не школьником. Взрослым человеком. Я изменился настолько, что было стойкое ощущение поседевшей головы. Говорить не получалось. В горле стоял упругий комок. Молчал весь класс...

С тех пор прошло много лет, много было разных театров. Но такого сильного и быстрого преобразования себя я нигде не мог получить. Только на спектаклях в "Творческой мастерской" Петрозаводска. На какой срок хватает внутренних перемен и катарсиса в сердце? Сложно сказать. Время стирает эмоции. Повседневность сглаживает переживания. Однако стоит переступить театральный порог и, как бы ты не сопротивлялся, тебя меняют. Конечно, в лучшую сторону.

На спектакль «1/101» по прозе писательницы Аси Петровой «Волки на парашютах» мы попали буквально случайно. Знаем ответ театральной кассы: "Билетов нет". Но настрой был попасть в любом случае и мы, за один час до спектакля, оставив на кассе свой номер телефона, осели ожидать удачи в ближайшей кофейне. Через пять минут нам позвонили и сказали, что два школьника заболели и у одной учительницы есть билеты для нас.

Кто бы сомневался, что ангелы заботятся о нашей душе и сердце? Вот и билеты в «Творческую мастерскую» тому в доказательство.

Зал полный. На спектакль с грифом "12+" пришли несколько классов из разных школ города. Сидеть в зале со школьниками - это всегда испытание. Никогда не знаешь - как они будут реагировать, как выдержат сюжет, смогут ли соблюдать тишину и атмосферу полумрака театральной сцены?

О чем будет спектакль - я не знал. Не читал рецензий, не смотрел на афиши. Все было как открытие неизвестного, но долгожданного подарка в большой праздник. Рядом с нами сидела девочка школьница. Она с первых сцен активно втянулась в представление. Жестикулировала вслед за актерами. Шепотом отпускала юморные реплики своей подруге: "Да, да, все так, все как у нас, это прямо про нас!" Школьница смеялась. Улыбалась. И было видно, что комедия на сцене отлично слилась с ее ожиданиями.

Впрочем, и весь зал быстро втянулся. Все узнавали себя. Себя юных. Себя взрослых. А кто-то узнавал в себе взрослом того юного героя на сцене, которого не понимают родители. И тут же он видел себя в роли этих родителей и, краснея, вынужден себе признаться, что это же он и не понимает сам себя юного. Не понимает своих детей.

И сразу мысль: "Надо успеть измениться, еще не поздно показать своим детям, что я их понимаю". И тут же рядом другая мысль: "Надо успеть показать родителям, что я их тоже понимаю или люблю…"

"А я просто хочу быть голым! (без всех этих надоедливых шарфиков, платков, колготок и штанишек). Голым! Никакой этой тесной одежды!" - примерно так заявил герой со сцены. И тут же вспоминает, что как-то ночью на кухне увидел голого папу. И маму. Сильно смутившись, убежал в спальню. И прямо сейчас он осознает, что родители в одежде ему, в общем-то, нравятся больше..."

С помощью таких простых историй и сравнений, авторы спектакля постепенно подружились со зрительным залом. Буквально каждый нашел себя в героях. Кто через первый поцелуй в юности. Кто через первое предательство друга. Кто через желание срочно попасть в туалет во время ответственного похода в музей. Кто через воспоминания как ночью храпит бабушка, превращаясь в дракона.

Сцена постоянно заигрывала со зрителем. Но шаг за шагом подводила к чему-то серьёзному. Вот простые и смешные истории. А вот уже и все по настоящему - обнаженная героиня с грушей в руках, читай, как Ева с яблоком, ждет первый поцелуй от одноклассника. И в этот момент зал перестает смеяться. Шутка ли? Обнаженный человек это уже серьезно. Смело. По-настоящему!

Полтора часа пролетели на одном дыхании. Казалось, что эмоциональный взрыв уже произошел. Зачем продолжать? Но нет. Антракт. Юные зрители шепотом, но наперебой рассказывали друг другу о самых ярких сценах. Взрослые молчали. Но все успели выдохнуть.

Второй акт. Все также. Но что-то изменилось. Все те же, уже родные герои. Истории похожие на нашу жизнь. Но уже не смешно. Совсем не смешно. Абсолютно не слышно школьников. Куда-то пропали жесты и реплики в подражание актерам. А во время коротких пауз в зале царит напряжение. Никто не шелохнется...

Девочка рядом, та, что пришла на ожидаемую комедию и активно нашла себя в юморе постановки, теперь сжалась в комочек. По ее щекам текли слезы. Губы плотно сжаты. Казалось, что если кто-то пошевелится в зале, то в воздух вырвется безграничное неудержимое рыдание.

Каждый зритель нашел себя во втором акте спектакля. Хотя нет, каждый увидел все то же самое, что в первом акте. Но совсем другими глазами.

Актеры откланялись и покинули сцену. Включен свет. В горле стоит упругий комок. Говорить не получается. Взрослые молчат. А детей в зале уже нет. На улицу выходят новые, все абсолютно взрослые люди.

Илья Тимин, 8-9 декабря 2022 г.

______________________________________________________________

Спектакль «1/101» поставлен по прозе молодой писательницы Аси Петровой «Волки на парашютах». Жанр постановки заявлен его авторами Александром Баркаром и Миррой Трубниковой как «рассказы о подростках, которые ни с кем не хотят говорить».

Режиссеры и авторы спектакля: Александр Баркар и Мирра Трубникова.
Актеры: Никита Вишневкин, Никита Чернов, Татьяна Савицкая, Елена Димитрова.

Спектакль - лауреат фестиваля РозовФест (Ярославсль, март 2022) в номинации - "Лучший актерский ансамбль"

Ближайшая постановка в 2022 году - 22 декабря.

PS: Большая благодарность https://vk.com/teatr_tm (Театру драмы Республики Карелия "Творческая мастерская") и отдельная благодарность директору театра Александру Лазаревичу Побережному-Береговскому за возможность сделать на память серию фотографий с неповторимыми мгновениями спектакля «1/101»: https://vk.com/album-157396059_289753234

Официальный сайт Театра Драмы Карелии "Творческая мастерская"

#Карелия #Петрозаводск #Театр #Творческаямастерская #1/101