Туризм и отдых в Карелии!

Пудожские бродяги или сказ о встрече с Вороном.

Наши отчеты о поездках обычно серьезны и просты. Но иногда, просматривая фотографии и вспоминая особые мгновения путешествий, невольно задумаешься... О том, что сказки, небылицы, легенды и предания рождались в тот момент, когда кто-то задержал дыхание и догадался посмотреть по сторонам.

Попробуем разгадать через просмотр отснятых фотографий Сказ о встрече со Старым Вороном, который приглядывает за нежданными гостями в Пудожских лесах. Хотя, конечно, это только повод вспомнить все и не утаить секреты.

Встреча с Вороном, прошла бы незаметно, если бы не дистанция между автомобилями. Первые остановились и ждут. Просто так ждать не интересно. Особенно, когда прямо над автомобилем на старом сухом дереве сидит гордая птица. Достали фотокамеру и хотели сделать особенные кадры. Но Ворон быстро показал свою спину и дважды сердито перевернулся в воздухе, как будто что-то хотел сказать...

Двигаясь к северу, я рассказал нашим друзьям байку, как однажды весной, мы ехали по этому маршруту. Снега на всем пути не видели, за исключением этих мест. Да и тут снега до поры не было. Но увидев первые белые проталины - мы шутили: "Лыжи надо было брать, не весь снег растаял!" - "Нет, лучше снегоход!"... И шуточки наши были услышаны. Мы не смогли в ту экспедицию пробиться сквозь тяжелые весенние снега к нашему биваку. Чем ближе к биваку - тем глубже были сугробы...

В этот раз, октябрьский лес тоже удивил. На лесных дорожках и в лесу лежал снег.  И не просто снег, а сугробы... А дома, прямо у входа, остались стоять две пары зимних сапог: "Ну зачем же на быстрых легких осенних прогулках за рябчиком зимние тяжелые сапоги?"

Но делать нечего. Команда у нас собралась бывалая. Тертая.

Дима Бутаков - инструктор по туризму с большим опытом, охотник, коренной карел, выносливый в морозы и дожди - как не многим дано.

Александр Яцук  - сегодня просто отпускник, даже пенсионер. Но с большим опытом и "горной" жизни с винтовкой за плечами, и экспедиционных поездок по поиску "ровесников следов" в карельских лесах и болота северные потоптал он прилично времени.

Игорь Подгорный - геолог, эколог, скаут, турист, фотограф, как говориться авантюрист самого высшего пошива.

Михаил Синайский - потомственный турист. Его дед и отец в 20 веке делали первопроходы многих новых маршрутов по Карелии - как не сложных, так и весьма опасных. Да и сам Михаил - всегда отдыхает на севере, южных морей не видит...

Сергей Николаев - инженер. Инженер высшего пилотажа, по духу еще с тех советских времен, когда не бывало не решаемых задач.

И я - любитель посидеть у костра, рассказать небылиц, но далеко от теплого огня не удалятся. Со мной две лайки - один мудрый, второй хитрый. Локи и Грей.

Первый вечер - успели до темноты разбить лагерь, заготовить дров. Костер греет спереди, лес холодит сзади. Ладошки с первого вечера всегда сами тянулись к костру. Пытались поймать побольше тепла, которого с каждым днем становилось все меньше.

Первые забереги на озере появились уже после первой ночи. А на третьи сутки лед почти перехватил озеро. В последний день экспедиции по льду уже можно было ходить. Вот такая перемена погоды. Ночью минус 12. Днем плюс минус ноль.

Что же делать охотникам и собирателям в это время? Корзинки для грибов, ведра для клюквы были отложены. Оставалось только ходить наблюдать за природой и пытаться перехитрить фауну, которая тоже не была готова к столь резко пришедшей зиме. Ходишь - тепло. Сидишь у костра тепло. В два спальника завернуться - тоже тепло. Вот и все дела.

Следы на снегу показали все секреты. Где глухари, где тетерева, где рябчики, где бобры, где волки с медведями и где лось ночует.

Первая лесная еда у нас была уха. Судя по всему, щуки в озере много, так как за 30 минутную рыбалку перед готовкой обеда было поймано два зачетных и один незачетный экземпляры щук и парочка "холостых" сходов. Ушица в осенне-зимнем лесу, когда живую воду начинает перехватывать лед - вкусна особо.

Вторым лесным блюдом была шурпа из кряквы. Это было чудесное событие. Сидел свистел рябчика рядом с озером. Вижу летят. Думал тетерева. Ближе - понял что утки. Стрельнул. Одна упала через пролив в темноту к противоположному  берегу. Эх... не найду до утра. Но тут на звук выстрела прибежал верный друг Локи. Мой любимый западно-сибирский лайка. Он три раза переплывал мерзлую воду в поисках, но с третьего раза удачно принес мне добычу.  Не зря ест свой хлеб.

Уток мы почти не видели, не считая бешеной утки, которая прилетела на хатку к бобру и громко рассказывала ему о том, что на озере лед прихватил ей лапы.  Мы сидели караулили бобра - кто с ружьем, кто с фотокамерой. А утка, можно сказать, бесцеремонно отвлекла бобра на свои беседы. Кричала до полной темноты, в результате бобру не хватило времени на знакомство с нами. Хотя уже по темноте мы чутка пообщались, через удары по воде и хруст веток. А на утро лед сковал озеро.

Кстати, мы реально освоили новый стиль общения с бобром. Первой время, он был от нас далеко, беседовал с уткой. Нам надоело и мы стали хлопать по воде. То бревнышко кинем, то снежный ком, то веткой шлепнем. В результате бобр приплыл поглядеть. На берег не вылез, зато ударами хвоста "конкурентов" попугал.  Затем мы стали  ломать тонкие веточки. На морозе чудесный хруст. Точь-в-точь, как бобр грызет дерева. В результате бобр дождался темноты и приплыл к нам. Вылез на островок метрах в двадцати и стал за компанию с нами грызть ветки. Что ж.. "Приплывем к тебе завтра" -думали мы - возвращаясь к берегу. Дорога к биваку была не простая - ледокольная. А на следующий день собаки смело разгуливали по озеру. Точнее один пес смело, а второй, не веря в чудо твердой воды, не дальше трех метров от берега. Лодку списали на сушу до весны.

Рябчики в эту экспедицию были не простые. За сутки облетели заледеневшие листья и птица осталась как без одежды. Выманить ее из снежных елок на открытое место было не просто. Но шурпа из рябчиков была. Трудовое блюдо. Чтобы накушаться этого блюда - пришлось изрядно поморозиться в засидочках и манком металлическим пообмораживать губы.

Зато порадовали тетерева. Плотная стая каждое утро кроме одного дня (загадка) сидела на болоте рядом с нашей засидкой  и даже на ней сверху. Не стреляли. Наблюдали из далека с края болота. Все надеялись, что будет ночка потеплее, что бы не в минус 10-12 в легкой осенней одежде мерзнуть в затайке.

Глухарь в изобилии. Петухи все на дорогах и лесных порхалищах. Собирают камушки-жернова в желудок "про запас". И даже чертят по утрам крыльями как весной на токах.

Путешествие выдержали все. Почти без потерь, не считая обмороженных носов, губ и обветренных лиц. Но мороз и местами глубокий снег не дали нам насладиться полнотой осенних предзимних прогулок по лесным листопадным тропкам.  Испытание выпало нам не простое - найти зимний лес, посередке осени. Но все неожиданное дается нам не спроста - эту ледяную неделю мы запомним как хороший урок - "Зимние сапоги, даже летом спину не ломят".

Зима ранняя. И судя по намеку Старого Ворона - будет зима холодной, снежной и длинной. Так что достаем лыжи, смазываем снегоход и готовимся к зимним приключениям.

 

Илья Тимин, 21 октября 2014.
* Задать вопросы или дать по шапке мне всегда можно во ВК, заходите на огонек: http://vk.com/timini


К тексту прицеплены фотографии из экспедиции от Игоря Подгорного, Сергея Николаева и автора текста - Ильи Тимина.