Мы знаем из «Илиады» Гомера, что возвращение Одиссея домой через 20 лет не было простым. В лохмотьях бродяги он вошел в свой дворец. Старый пес признал хозяина, но тут же умер от радости. А Пенелопа не сразу признала мужа. И даже когда тугой лук был натянут, а стрела пролетела через 12 колец, сомнения у нее оставались. И только ложе, которое Одиссей сделал сам, пристраивая кровать к живому оливковому древу, развеяло сомнения царицы острова Итака.
Однако, Гомер не раскрыл мелкие детали встречи после 20- лет разлуки. Герой Одиссей – он, конечно, герой. Но остался ли он тем же самым Одиссеем? А Пенелопа в самом ли деле двадцать лет хранила верность своему мужу? Или были причины для сомнений, когда у стен дворца собираются женихи, желающие заполучить Пенелопу? Какие они были на самом деле – Одиссей и Пенелопа?
Новая постановка «Творческой мастерской» раскрывает три версии неожиданной встречи царя и царицы. Режиссер Искандер Сакаев предложил нам увидеть в этой встрече себя.
Вот он, Одиссей удачливый воин и победитель, который привык править и повелевать. Он входит к супруге после двадцати лет разлуки, как будто и не покидал семью, со словами:
- Пенелопа, у тебя дома не убрано, а твои служанки сидят сложа руки по своим комнатам.
Пенелопа дрожит. Оправдывается. Пытается успокоить супруга. А тот гоняет супругу по дворцу, высказывая претензии и подозрения. В один момент царица задумывается о том, что нужен ли ей такой муж, буквально заносит камень над его головой. Но не решается сделать решающий шаг. Пенелопа вновь смиряется, возвращается под власть одиозного супруга и молча принимает унижения и оскорбления.
А вот другой Одиссей. Он нищий бродяга. Легенды окутывают его жизнь, но его все забыли, теперь он всего лишь опустившийся на самое дно нищий бродяга, брошенный и преданный друзьями, презираемый обществом. Он как старый кудлатый пес, буквально вползает в дом к Пенелопе. Он не надеется на что-то большее, чем на еду и подачку, чтобы протянуть еще несколько дней бродягой на улицах некогда родного города. А Пенелопа уже не та. Она властная, привыкшая цинично повелевать сердцами. Она признала в бродяге своего мужа, но сразу ставит на него ногу и ведет с ним высокомерно, как со служивой верной собакой. Она играет с ним. Наслаждается его унижением. То дает ему надежду, то вновь опускает на землю. А Одиссей мечется между реальностью, где он нищий бродяга и между воспоминаниями о своих подвигах. Но все заканчивается тем, что Пенелопа так и остается высокомерной повелительницей человеческих душ, а Одиссей бродягой, получающим подачки.
И в третий раз возвращается Одиссей домой после двадцати лет разлуки. Он обычный человек. Да, слава идет вслед за ним, но он трезво оценивает небогатую обстановку дома и понимает, что двадцать лет разлуки не прошли даром. И теперь есть лишь скромный шанс попробовать начать все заново. И Пенелопа присматривается к своему старому новому мужу.
- Хлеба и масла хватит до весны! – успокаивают они друг друга. Оба переживают, что войны продолжаются и их сын с другими мальчишками отправился на новую войну. Переживают и с грустью вторят друг-другу:
- Мальчики на войне быстро взрослеют…
Все не просто. Нужно найти общие объединяющие точки для создания новой старой семьи. Пенелопа с надеждой говорит, что однажды все вернутся с войны и все будет как раньше…
- С войны нельзя вернуться! – многократно говорит в ответ Одиссей, с каждым разом повышая голос и срываясь в крик. – С войны нельзя вернуться, Пенелопа!
Невозможно вернуться с войны. Три Одиссея в сумраке дворца глядят на Пенелопу, заснувшую на циновке на холодном полу. Или не спящую, а умирающую от одиночества, ожиданий и невозможности вернуть времена, когда все жили в мире и в любви. Давно. Двадцать лет назад.
А что зритель? Он, конечно, узнает себя. То супругом - деспотом. То циничной женой. То опустившимся мужем, который вдруг претнедует на второй шанс. И еще множество ролей, которые буквально рядом. И все зрители точно узнают себя и свою историю, которая за последний век прикоснулась к каждому – «С войны нельзя вернуться!» А над зрительным залом повисает холод реки-времени, в которую если вошел, то обратного пути нет.
Режиссер, сценография и музыкальное оформление: Искандер Сакаев. Художник по свету и костюмам: Наталья Кузнецова. В ролях: Пенелопа - Наталья Мирошник, заслуженная артистка Карелии. Одиссей-Воин - Евгений Терских. Одиссей-Странник - Николай Белошицкий. Одиссей-Человек - Александр Галиев.
Театр драмы Карелии «Творческая мастерская»
Одиссей. Пенелопа. Возвращение 16+
Фотоальбом: https://vk.com/album-157396059_305632495
Текст и фото: Илья Тимин, декабрь 2024.
#Карелия #Петрозаводск #Театр #ТМ #Одиссей #Пенелопа #Творческаямастерская