Координаты: 61.188961, 32.401884
30 сентября 2007 года в день чествования святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии первую службу в новом храме совершил Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил.
Новый храм в честь вмч. Георгия Победоносца в селе Видлица Олонецкого района Карелии был построен в 2007 году по инициативе уроженцев села – Виктора Николаевича Степанова и санкт-петербургского предпринимателя, генерального директора ЗАО СМУ-53 Виктора Егоровича Евдокимова. Как и в старину - успешные люди вкладывали средства в свои родные места, так и Виктор Николаевич и Виктор Егорович - возродили историю своего края.
Раньше в Видлице и в самом деле был храм в честь Георгия на другой стороне реки. По воспоминанию местных жителей - старый храм был сожен белофинами в 1918 году.
К 2009 году храм полностью обрел свою красоту и был освящен Архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом 18 июля 2009 года. «Человек верующий силен своей верой, Господь ему помогает, дарует благодать, делает духовно и нравственно сильнее», – сказал в своем слове Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил.
Фото: И. Тимин, 2018.
Страничка прихода во ВКонтакте: https://vk.com/club76953472
Видлица (карел. Videl, фин. Vitele) — село в Олонецком национальном районе Республики Карелия, административный центр Видлицкого сельского поселения, железнодорожная станция на 129 км перегона Тулокса — Погранкондуши.
Село расположено на берегу реки Видлица у впадения в неё реки Новзема, в 40 км к северо-западу от Олонца.
Предположительно, село получило своё название от слова «viide» ливвиковского диалекта карельского языка, что означает «низина».
Историческим предшественником села был Видлицкий погост, известный с XVII века как пограничный оборонительный рубеж от нападения шведов.
В Российской империи Видлица входила в состав Олонецкой губернии (Олонецкая Карелия). Границы Олонецкой Карелии проходили по северо-западной линии от села Салми до озера и одноимённого села Тулмозеро (карельск. Tulomdjärvi, фин. Tulemajärvi), по северо-восточной линии через Ведлозеро (фин. Vieljärvi) до Куктозеро (фин. Kotkatjärvi), по юго-западной линии через Олонец (карельск. Anuksenlinnu, фин. Aunus) и Рыпушкалицы (фин. Riipuskala), по юго-западной линии вдоль Ладожского озера до Салми. На этой территории была создана Видлицкая волость, в которую входили крупные сёла: Видлица (Vitele), Тулокса (Tuulos), Большие Горы (Suurimäki), Погранкондуши (Rajakontu), Кукшегоры (Kuksumäki), Тигвера (Tihveri), Кинелахта (Kinalahti), Путилица (Pultsoila).
В 1896—1897 годах Общество «Путиловских заводов» построило в Видлице, по проекту инженера В. Н. Липина, крупный Видлицкий чугунолитейный завод. Горная руда доставлялась с Валимякского рудника, расположенного вблизи Сортавалы. Численность постоянных работников завода составляла 400 человек, годовой объём производства чугуна составлял более 6,5 тыс. тонн. В 1909 году предприятие было закрыто ввиду убыточности, постройки завода не сохранились.[2]
В 1919 году, в ходе советско-финской войны, село было оккупировано, освобождено в результате Видлицкой операции РККА.
В 1927 году был образован Видлицкий район в составе Автономной Карельской ССР в результате объединения Видлицкой, Тулмозерской и Ведлозерской волостей. Территория района составила 2779 кв. км., на территории Видлицкого района в 1927 году проживало 11715 человек, при этом 11373 (то есть почти 100 %) составляли карелы. В составе района было 189 поселений, крупнейшими из которых были Видлица (около 200 домов), Тулокса (90 домов), Большие Горы, Тулмозеро и Ведлозеро. В пограничном селе Погранкондуши находился пункт пограничного и таможенного контроля (советско-финская государственная граница до 1940 года).
В 1930 годах Видлицкий район был разделён, большая его часть вошла в состав новообразованного Олонецкого района в составе Автономной Карельской ССР (позже Карело-Финской ССР, с 1956 года — Карельской АССР). Северные части бывшего Видлицкого района (Тулмозеро и Ведлозеро) вошли в состав также новообразованного Пряжинского района, а Погранкондуши в состав Питкярантского района.
В 1941—1944 годах Видлица находилась в эпицентре Советско-финской войны (1941—1944). В течение этих лет Видлица находилась под финской оккупацией. В Видлице располагался концентрационный лагерь. Освобождена советскими войсками в июне 1944 года в ходе Тулоксинской десантной операции.
Дни памяти: 23 апреля, 3 ноября, 10 ноября (колесование (грузинское празднование)), 26 ноября
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.