Часовня в деревне Песчаное в Пудожском районе Карелии расположена почти в самом центре деревни, на трехстороннем перекрестке дорог - главная, идущая с запада на восток и второстепенная - на север.
"Выполняет роль опорного элемента в застройке поселения. Представляет собой двухчастную постройку, включающую четырёхстенок главного помещения, сени и закрытое крыльцо. Стены главного помещения срублены из брёвен "в прямоугольную лапу", сени каркасные на срубном основании. Вход в сени через закрытое крыльцо. Стойки крыльца - круглого сечения, поддерживают трёхчастную фронтальную арку. Крыша над главным помещением, сенями и крыльцом общая двухскатная, самцово-слеговая, покрыта шифером по слою тёса. Стены обшиты горизонтальной профилированной доской. Оконные наличники простые рамочные. На восточном фасаде сохранились пятиярусные двухчастные резные причелины с частично утраченными полотенцами. Окна и двери трехкосящатые."
Пока не удалось найти время экспертного описания, а также время и авторов архивных фотографий. Предположительно, старые фотографии — это 50-70 гг XX века, а описание сделано скорее всего в 70-80-х годах XX века. Золотое время заботы о деревянном зодчестве русского севера. Исчезающие реликвии ценили и пытались сохранить лучшие архитекторы и историографы СССР.
Руинированная часовня выполняет роль опорного элемента видимой разрухи поселения и напоминает местным жителям о том, что ничего не вечно.
Старинная часовня в Песчаном выполняет роль характерного памятника заботы об истории и культуры северного края. Провалившая кровля уже очень давно не защищает стены часовни от осадков. Это привело к тому, что стены сильно прогнили и покосились. Декоративные элементы все обвалились. Часть декора и его опорных элементов - арочных перекрытий свалены внутри руин здания. Притвор-крыльцо обвалилось и исчезло целиком. Остатки досок и основания еще можно разглядеть в траве и в земле. Часть конструкций входной арки крыльца осталась висеть на внутренней стене между крыльцом и притвором. Стены молельного помещения и притвора сохранились на 90%. наружная обшивочная тесаная доска этих стен сохранилась на 50%. Рамы в проемах окон утрачены. Полы утрачены. Внутренняя обшивка стен - утрачена.
Благодаря руинам архитектурного памятника, аккуратная деревня Песчаное, выглядит как запущенная и бесхозная. Хотя, конечно, это не так.
Местные жители, во главе с пенсионером МВД Владимиром, обращались к карельским властям с запросом о том, чтобы вместо руин поставить на этом месте новую часовню:
"Разрешите мы наведем порядок в деревне и уберем руины в самом центре села? Мы давно мечтаем о часовне. Здесь, в намоленном месте, ей было бы самое место."
Но, как и полагается, был получен отказ. Мотивировка властей:
"Часовня в Песчаном — это ценный архитектурный памятник регионального значения и подлежит охране государством, любые работы на объекте, которые могут изменить ее облик - запрещены."
Подвижник возрождения села Владимир рассказал, что ранее в Песчаном был деревянный храм Георгия, была часовня Параскевы Пятницы. Часовня у дороги предположительно была как и храм - в честь Св. Георгия. Поэтому новая часовня, построенная в стороне от домов, была освящена в честь Георгия Победоносца.
В результате новую Георгиевскую часовню поставили на краю деревни, примерно на том месте, где когда-то был Георгиевский деревянный храм. А старинная Георгиевская часовня, точнее ее руины, так и остались гнить в центре села и вызывать множество вопросов - кто и почему допустил такую бесхозяйственность.
________________________________________
Текст и современные фото: Илья Тимин, 2024.
________________________________________
Старые фото - реконструкция внешнего вида на основе архивных фотографий с сайта:
ГКУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия»
_________________________________________
Песчаное — деревня в Пудожском районе Республики Карелия. Входит в состав Авдеевского сельского поселения. Расположено на западе района, на берегу Заонежского залива Онежского озера, в 61 км на северо-запад от райцентра Пудож. Через деревню проходит федеральная автодорога А119 «Вологда — Медвежьегорск». До Онежского озера около 400 метров.
Историческая справка о храмах: 20 февраля 1935 года постановлением Карельского ЦИК в деревне были закрыты Церковь Георгия Победоносца и кладбищенская часовня Параскевы Пятницы. Источник: Б. Ф. Детчуев, В. Г. Макуров. Государственно-церковные отношения в Карелии (1917-1990). — Петрозаводск: СДВ-Оптима, 1999. — 206 с. — ISBN 5-201-07841-9.
В ныне упразднённой деревне Мелентьево, вблизи деревни Песчаное жила исполнительница плачей и причитаний Матрёна Филатовна Павкова (1880—1958).
В настоящее время в Песчаном сохраняется Братская могила советских воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
В Песчаном есть небольшая турбаза. Сохраняется большое количество исторических деревянных карельских домов.
Дни памяти: 23 апреля, 3 ноября, 10 ноября (колесование (грузинское празднование)), 26 ноября
Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.
Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.
Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.
После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.
На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.
Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.
В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.