В 7 км от карельского села Толвуя, стоит на Онежском озере остров Палий.
Природа — в сентябре в этих краях недели три дует ветер его даже назвали -«палеостровец». Эти места Заонежья славятся своей красотой. Извилистые мысы, зеленеющими деревьями, скалистые горы, дремучие вековые леса. Как замечали в своих дневниках о погоде монахи, весной бывают аномальные холода. Затяжной дождь «на Корнилия» (19 мая), сулит, по местным приметам, сухое лето.
Версий названий острова несколько. Паль - то есть огнище для посева. Но чаще в различных документах говорится, что остров Палий назван в честь красной рыбы Палия, которая и до сих ловится в этих местах. А в прежние времена богатыми уловами пальи эти места славились. Да и легенда о палье среди рыбаков Заонежья ходила. Будто бы Христос и апостолы собрались на Вечерю, у них было белое вино, белый хлеб и белая рыба. Христос, притрагиваясь к ним, сказал: «Да приобщатся они крови моей невинной!» С тех пор и вино, и палья, и хлеб «порудли», то есть покраснели.
Есть сведения, к сожалению, не сохранившиеся, что на этом месте и прежде стоял монастырь, более древний, чем Соловецкий. Основатель валаамский монах Корнилий. По преданию, был родом из Пскова, долго скитался в Поморье пока не нашел остров, поразивший его своей красотой. Здесь Корнилий и бросил посох. Жил в пещере, измождая тело веригами, весом более пуда. Впоследствии богомольцы носили его вериги на себе в знак особого поклонения.
В Карелии, богатой водоёмами, не редкостью было островное расположение монастырей. Вода служила естественной защитой от нападений врагов и отгораживала от внешнего мира ищущих уединения иноков. Уже при жизни Корнилия на острове стали строится церкви.
В 17 веке, во время Смуты и раскола(1612-1613) документы о времени создания монастыря были утрачены и только передавались устно. Хоть и неизвестно достоверно точное время основания Палеостровского монастыря, но первое официальное упоминание о нём относится к 1391 году, однако в документах XVII века содержатся сведения о том, что монастырь мог быть основан ещё в XII веке (это указано в трудах Е. В. Барсова). Известно, что некоторое время в обители подвизался преподобный Зосима Соловецкий - один из основателей Соловецкого монастыря. Бережно хранят монахи, сохранившуюся святыню — мощи преподобного Корнилия.
Судьба монастыря не проста. Ещё при жизни Корнилия в обители были воздвигнуты храмы во имя Рождества Богородицы, Святого Николая и пророка Илии. В начале XVII монастырь подвергся нападению шведов.
В ХVII время был построен и четвертый храм во имя Святого Михаила Малеина. В монастыре хранились царские грамоты, дарованные монастырю и другие ценности. Монастырь имел множество охранных грамот русских царей, почитаемых предметов, украшенных золотом, серебром, жемчугом и долгое время процветал.
В Палееостровский монастырь Патриархом Никоном, задумавшим церковную реформу, был сослан Павел Коломенский, которому пророчили место Патриарха Руси. Здесь он и был сожжен по приказу Никона. Это вызвало то, что в эти места стали стекаться старообрядцы-раскольники.
4 марта 1687 года старообрядцы захватывают монастырь. Это местное старообрядческое население из близлежащих сёл и деревень в количестве 1200 человек. Всем, не согласным со старообрядческой верой, предлагается уйти за стены монастыря. На подавление были прислан отряд солдат из 500 человек. О гибели в монастыре от 2000 до 3000 человек существует несколько версий. Одна из них, что храмы, в которых закрылись староверы, загорелись от пальбы по ним пушек. А вторая – что это акт самоссожения. Погибают все люди, находившиеся в монастыре, все постройки и в очередной раз погибают и исторические монастырские документы.
Бывшим послушником монастыря был краевед-историк Тихон Васильевич Баландин, который позднее и написал «Повесть о Палеостровском монастыре». О святых источниках Палеостровского монастыря упоминается и в одной из песен известная исполнительница плачей Ирины Андреевны Федосовой. «И мни съездить-то ко старцам в Пальеостров;
И я слыхала ведь, душа да красна девушка,
И там ведь водушка живёт, точно медвяная,
И почерпурочка ведь там да золочёная…»
После установления советской власти обитель была ликвидирована. В феврале 1919 года ее имущество описали и конфисковали. Национализированный капитал составил 70 тыс. руб. На территории монастыря был организован совхоз. В 1928 году закрыли храм Рождества Богородицы. К концу XX в. сохранились главный корпус с домовой церковью, некоторые здания и часть ограды.
Современная история Палеостровского мужского монастыря начинается с лета 2005 года.
PS Мы считаем необходимым привести обращение братии Корнилие-Палеостровского монастыря: По причине отсутствия значимых достопримечательностей, культурных , исторических и иных объектов мы не приветствуем туристов и праздных зевак, ограничиваем паломничество и тем более организованный туризм. На острове в трудах и молитвах, ежедневных богослужениях, заготовке дров, выпечке хлеба, работах на строительстве и огороде проводят свою жизнь около десятка насельников сегодняшнего монастыря. Обитель разрушена и восстанавливается силами самой братии.
Монастырь будет рад индивидуальным паломникам мужеского пола, имеющими личное усердие доехать до нас и желающими быть молитвенно сопричастными той жизни о Христе, ради которой монахи и бросают все иные радости внешней жизни.
Материалы и фотографии, использованные в статье, из открытых источников.