Координаты: 62.342441, 31.005329
Граница Суоярвского и Сортавальского районов Карелии. Никольская церковь в Корписельке была построена в 1786 г. Считается, что первоначально была выстроена часовня во имя св. Николая Чудотворца, а позже ее перестроили в церковь. Приходские метрические записи велись с 1800 г., обыскные и приходорасходные с 1809 г., а исповедальные с 1824 г. При церкви были - священник, дьячок и пономарь.
Корписелька в настоящий момент почти недоступна для туристов и паломников, так как находится за пограничной системой. Но при большом желании, можно оформить разовый пропуск в погранслужбе Карелии - в Петрозаводске или в Суоярви. Это один из самых западных православных храмов России, который расположен на территории, которая в разное время была или Финской губернией, или территорией молодой Финляндии, или как сейчас - пограничная территория России (ранее СССР). В советское время здесь размещалась пограничная часть. Сохранились многочисленные автографы дембелей на стенах храма.
Храм однопрестольный. Был построен на средства прихожан - жителей соседних деревень и хуторов. Активное участие в строительстве принимал священник Евфимий.
Из священников известны: Евфимий, строитель церкви, даты жизни его не известны, погребён при сей церкви. Георгий, сосланный в монастырь за нетрезвость. Андрей Вазаровский, перешедший в Кители. Дмитрий Окулов. Гаврил Никитич Зотиков, переведённый в Сортавала. Гавриил Богословский, переведённый в полк. Пётр Никитич Зотиков, бывший здесь священником 25 лет, скончавшийся в 1851 г., здесь же и погребённый. Фёдор Иванович Львов, переведённый в Сортавала. Михаил Литвин. Иоанн Петрович Зотиков. Такой список священников предоставлен "Историко-статистическими сведениями по СПб. Епархии" в 1875 г. Что же касается пономарей, то можно смело предположить, что одним из первых эту вакансию занимал Никита Иванов Зотиков. В формулярной ведомости церкви Святителя и Чудотворца Николая "Корбосельской Выставки Сердобольского уезда" за 1801 г. значится: пономарь Никита Иванов Зотиков 61 года, "природою дьячков сын", и дети его: "Гавриил - 14 лет, Пётр - 11 лет".
В 1836 году по утверждению финляндского сената было сделано новое оброкоположение. Каждый землевладелец или прихожанин должен был вносить на весь причт 8 кап ржи, 8 кап ячменя, священнику платится 10 фунтов говядины, 1 фунт льна или шерсти, с каждой коровы - 1 фунт масла, а с яловой 1/2 фунта, всего около 5 пудов. За свадьбу - 4 руб. ассигнациями, с каждого бобыля, старше 17 лет, платить священнику по 43 коп. серебром. Всё содержание причта составляло около 300 руб.
В советское время храм был закрыт, но не разрушен. Использовался под хлев - здесь держали коров. Во времена современной России храм остался не только за пограничной чертой, но и за чертой поддержания его в историческом виде. Хорошо сохранилась колокольня, достаточно в крепком состоянии стены. Уникальный массивный деревянный декор еще на своих местах. Но кровля молельного зала и частично алтаря - провалились. Купол с главкой упали наружу здания. Если ничего не предпринимать, то в ближайшее время останется только колокольня, которая также, без всего ансамбля, частью которого она являлась - будет разрушаться.
Декор храма и сам стиль постройки являются уникальным образцом деревянного зодчества территории северо-запада России и Финляндии. Монументализм и размеры постройки говорят о том, что православный приход в этих местах был очень сильным и большим, а население процветало, так как могло содержать столь красивый храм в своем регионе.
Рядом с церковью есть небольшой погост, где стоит памятник жителям Корписельки, погибшим в 1939-1944 годах. В настоящее время храм и старинное кладбище посещают только потомки семей, которые здесь жили - в основном жители Финляндии.
В прошлом процветающий центр финской православной жизни. Ныне вымершее урочище, где расположена законсервированная погранчасть и несколько (предположительно) дач, которые, скорее всего принадлежат не самым простым гражданам, так как расположены за пограничной системой.
Фотографии: Илья Тимин, 2019.
Старые фотографии из финского фотоархива (sa-kuva.fi и другие) (см. Корписелька - старые фотографии).
Vladimir R. Saharov (ort.salmi@mail.ru)
Здесь с 18.04.1809 по 01.05.1851гг.,служил священником мой пра-пра-прадед Пётр Никитич Зотиков, а до него пономарём был его отец Никита Иванович Зотиков. Никита Иванович, был внуком Сортавальского священника Зотика Coфронова...
Престольные праздники:
Николая Чудотворца - Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.]
19 декабря и 22 мая - дни чествования свт. Николая Чудотворца
Никола́й Чудотво́рец; Николай Уго́дник; Святи́тель Николай (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай; около 270 года, Ликия — около 345 года) — святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, является покровителем путешествующих, заключённых и сирот, на Западе — покровителем практически всех слоёв общества, но, в основном, детей.
Изображается с митрой на голове, символом его епископства. Святой Николай дал начало персонажу Санта Клаусу. На основании его жития, в котором рассказывается о даре святителем Николаем приданого трём дочерям разорившегося богача, произошли рождественские подарки.
В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Синайским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец.
Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.
С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.
Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.
Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.
Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину.
Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: “Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое.” В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь – омофор.
И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий – святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.
Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.
Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.
В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил (дал пощечину) лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости.
Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть.
Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).
Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма.