Координаты: 60.985485, 32.763366
Ровно год назад, осенью, проезжая в сумерках по второстепенным дорогам Олонецкого района Карелии, увидели с другом в лучах уличных фонарей Православный Храм. Везде темнота, а тут среди черных перелесков и теряющихся в ночи очертаниях полей - свет. Свернули с асфальта и подъехали, а около ворот стоит священник - как-будто встречает нас.
Остановились, поздоровались. Познакомились с настоятелем - отцом Борисом. Спросили много ли прихожан, часто ли бывают службы? Отец Борис пригласил нас на службу на утро следующего дня. На том расстались и продолжили путь домой.
Прошел ровно год. Также октябрьской субботой едем ночной районной дорогой с @id33568384 (Машей). Везде темно, а тут свет во дворе храма. И в храме свет. Подъезжаем, а во дворе люди нарядные. Вот думаем, повезло! Субботняя вечерняя служба, можно исповедаться... Проехали чуть дальше в поля, переоделись из лесной одежды в более приличную и тоже в храм пошли.
Входим в натопленную церковь, а тут прямо у входа отец Борис стоит с немногочисленными прихожанами и ведет с ними беседу. Читает им проповедь. В центре храма купель для крещения, и все приготовлено для таинства. Мы застыли на месте, а он: "Проходите, проходите..." Понимаем, что священник принял нас за гостей двух семей, что пришли крестить своих детей. Ошибка, и не удобно, у людей таинство крещения готовится, и не уйти "от ворот-поворот". Стоим слушаем проповедь. После обсудили с Машей, что каждое слово прямо как про нас. Про наши суетные дни, страхи, сомнения, переживания, равнодушие, леность и т.д. Не случайно значит все было...
После проповеди, перед крещением детишек, объясняемся, поздравляем всех присутствующих с Великим Событием в жизни их детей и покидаем храм.
Территория храма, территория прихода - уютная. Обустроенная. Видно, что все сделано с простотой, но с большой любовью. А ведь надо понимать, несмотря на то, что приходская история здесь берет начало в XVIII веке, а каменный храм был построен в начале XIX века - в советские времена здесь все было разрушено почти до основания. И в век нынешний обитель возрождается из руин. А значит есть крепкий приход - т.е. люди, которые заинтересованы в Вечном и в своем крае. Может быть поэтому в окрестных деревнях все больше крепких домов, строятся новые, пашутся огороды и косятся поля?
Выдержка из статьи: «Олонецкие Корелы и Ильинский приход», автор Петр Минорский. 6 декабря 1876 года.
«Каменная церковь во имя Нерукотвореннаго Образа Спасителя стоит ближе к северу от первой и находится на том месте, где прежде была деревянная церковь о пяти главах в честь того же образа, строенная на средства здешняго урожденца – Московскаго купца Юлия Калашникова, вместо строенной им же церкви, по откровению, над вратами ограды. Прежняя, строенная Калашниковым, церковь была освящена, как видно из надписи на кресте, преосвященным Вениамином, архиепископом Архангельским и Олонецким, января в 15 день 1788 года. Она отстояла свои годы, и за ветхостью принято было разобрать ее и устроить каменную.
Эта последняя каменная церковь заложена по благословению преосвященнаго Игнатия, архиепископа Олонецкого и Петрозаводскаго, июня 2 дня 1839 года, при священнике Сампсоне Каргопольцеве, и имеет вид креста. Все здание храма при простой архитектуре, представляется очень красивым и уютным, не имея никаких мелких, затейливых наружных украшений, оно бросается в глаза своею простотою, которая как нельзя больше гармонируется с деревенскою обстановкою. Легкий, но широкий купол венчает здание дома молитвы.
Скудныя средства, с которыми начато строение храма и которыя имел тогда в руках распорядитель дела – местный приходской священник Каргопольцев, ставили его не раз в самое безвыходное положение. Но делу святому помогал сам Бог.»
PS: Спасибо за этот маяк, который как настоящее чудо - среди карельской тайги в ночи - свет вокруг храма.
Текст и фото: Илья Тимин.
Сайт прихода Храм Спаса Нерукотворного образа в д. Еройла: http://eroila.prihod.ru
Страничка прихода: https://vk.com/club36765468
Настоятель: отец Борис (Пуговкин), тел.: +7-921-523-75-21
Еройла (карел. Jeroilu) — деревня в Олонецком районе Карелии. Входит в состав Ильинского сельского поселения.
По данным "Списка населенных мест" за 1873 - Еройла - деревня Ильинского общества Рыпушкальской волости Олонецкого уезда. Стан 1-й. Находится при реке Олонке, по Сердобольскому почтовому тракту от города Олонца до Финляндской границы.Расстояние до уездного города (Олонец) — 11.5 вёрст, до становой квартиры — 33.5 вёрст. Стан 1-й. Местоположение становой квартиры — Княщина. Расстояние до волостного правления (Рыпушкалицы) — 7 вёрст. До ближайшей деревни или села 0.5 вёрст. До отделения почты 11.5 вёрст, до пароходной пристани 53.5 вёрст. До школы 0.5 вёрст.
В 1873 года, население составляло 34 человека: 15 мужчин и 19 женщин. Всего было 9 дворов. Национальность - карелы. В деревне имелось кожевенное заведение.
По данным "Списка населенных мест" за 1905 год - название деревни - Нижняя Еройла. На этот момент здесь проживало 33 крестьянина и 29 крестьянок. Дворов по количеству семей - 12. Скот: 16 лошадей, 63 коровы и 35 голов прочего скота.
Спас Нерукотво́рный (также Спас Нерукотворе́нный; от Спаситель + калька с греч. Αχειροποίητος — не-руками-сделанный), чудотворный Мандилио́н (Άγιον Μανδήλιον от греч. μανδύη, μανδύας — «убрус, мантия, шерстяной плащ») — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате), или Керамидион от (греч. κεραμιδιών — черепица), представляющий собой Его лик на «чрепии» (глиняной доске или черепице). В храмах Византии Мандилион и Керамидион обычно изображались в барабане купола, друг напротив друга.
Историческое предание о святом Нерукотворном Образе повествует о том, что в дни миссианской проповеди Христа, в сирийском городе Эдессе правил князь Авгарь, которого постигла страшная болезнь проказа. Слух о дивных чудесах Божественного Спасителя распространился и по всей Сирии /Мф.4:24/, дошел и до Авгаря. Не видя Христа, Авгарь уверовал в Него, как в Сына Божия, и через живописца Ананию послал письмо Христу с просьбой разрешить написать изображение Его Божественного Лица. Не имея возможности пробраться через толпы ко Христу, Ананий издалека стал писать Образ Иисуса Христа, но это ему не удавалось.
Вдруг, Спаситель Сам подошел к Анании, ублажил веру Авгаря, пожелавшего иметь Его Образ, и попросил принести воду и убрус /полотенце/; умыл Свое Лицо, отер его убрусом, на котором чудесным мгновением отпечатался Его Божественный Лик.
Сей Нерукотворный Образ Спасителя Ананий принес правителю Авгарю, который принял необыкновенную святыню Божественного произведения с величайшим почтением и с благоговением, и по твердой вере в Господа, как Сына Божиего, исцелился от постигшей его тяжелой болезни.
Таким дивным благоволением, Господь оставил миру Свой Нерукотворный Божественный Лик, на котором св. ап. Фаддей /один из 70-ти апостолов/, при посещении правителя Авгаря, написал следующие слова: «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится».
Впоследствии чудодейственные проявления Богоначертанного Образа особо благодатствовали миру в 392 году, затем – 545 году, а также около 1261 года, при похищении этой Святыни крестоносцами из Константинополя.