Координаты: 62.212484, 35.117220
Часовня расположена в Медвежьегорском района Республики Карелия на берегу Онежского озера в исторической области Заонежье.
Часовня была построена в XIX веке. Это классическая клетская постройка с маленьким притвором-сенями и большим молельным помещением под единой двускатной кровлей. К притвору пристроено небольшое крылечко с собственной двускатной кровлей. Над притвором высится восьмистолбовая колокольня на бревенчатом восьмерике. Колокольня увенчана шатром на вершине которого небольшая круглая главка из металла с металлическим восьмиконечным крестом на вершине.
Старинное убранство часовни не сохранилось. После реставрации восстанавливать внутреннее оформление никто не стал. Однако благодаря случаю часовня обрела большой поклонный крес-распятье с живописной фигурой Христа. Крест из соседеней деревни, где ни часовни, ни церкви не осталось... Но это отдельная история, о которой ниже.
Историю обретения креста в современности можно прочитать в книге "Дом над Онего" Мариуша Вилька. Цитата:
"Я искал тогда ведерный самовар, и кто-то подсказал мне навестить старого охотника Василия Кузнецова, который в одиночестве зимует в Вигово. Кузнецов сразу загнул цену (то ли мой акцент его вдохновил, то ли сплетни о моем богатстве), но когда я хотел отказаться, прибавил волчий капкан и сказал, что есть у него еще и крест. Крест лежал на чердаке среди рухляди, замотанный в старое тряпье. Вынесли его на дневной свет...
– Боже мой!
Христос на нем изображен в натуральную величину, местам и только краска облупилась и грунт известковый просвечивал.
– Давно он здесь лежит?
– Надо бы мать спросить, но она уже не живет.
Если бы кто увидел меня, возвращающегося домой, вероятно, удивился бы: мужик на лыжах с огромным крестом на плечах, самовар подмышкой и волчий капкан на поясе. Самому было не по себе при виде собственной тени."
Вы можете скачать книгу Мариуша Вилька "Дом над Онего".
Фотографии и сбор информации: Илья Тимин, (Экспедиция "Заонежье 2017").
Деревня расположена на берегу Онежского озера в исторической области Заонежье. Это Медвежьегорскйи район. Деревня находиться рядом с дорогой между Великой Губой и Типинцами. Дома хорошо просматриваются с дороги - мимо не проехать.
В настоящий момент старинных домов в деревне осталось не много, но еще можно представить как выглядела деревня в прошлые века. Все дома стояли "лицом" - парадной стороной к воде - к берегу Онежского озера. Озеро являлось и дорогой и кормильцем.
Святой Сампсон жил в VI в. Он происходил из знатнейшей римской семьи, вероятно, бывшей в родстве с потомками святого Константина Великого. Он постиг всю премудрость своего времени, в особенности много занимался медициной, к которой его влекла склонность к состраданию. Сампсон не мог равнодушно смотреть на страдания и нищету, поэтому в своем доме принимал всех встречавшихся ему больных и бедных, милосердно предоставляя им необходимый уход, а также утешение в молитве и вере.
По смерти родителей он раздал свое огромное богатство. Будучи, наконец, свободен от всех земных привязанностей и желая избежать похвал от людей, он отправился в Константинополь. Там он поселился в бедном доме и в тишине предавался молитве. При этом Сампсон не оставил благотворительной деятельности: он собирал больных и лечил их безвозмездно. Особенно он заботился о страждущих неизлечимыми недугами и о тех, кого отказывались лечить другие врачи: о прокаженных, парализованных, слепых, одержимых.
Слава о преподобном Сампсоне распространилась по всему городу, и его дом стал прибежищем для отчаявшихся.
В тридцать лет Сампсон был рукоположен в священный сан святым патриархом Миной [25 авг.], который высоко ценил его богоугодные дела. Святой вылечил от тяжелой болезни императора Юстиниана (527-565), уже потерявшего всякую надежду на врачей. Юстиниан получил во сне повеление призвать во дворец святого. Тому было достаточно возложить руку на больное место, чтобы император тотчас исцелился. Но преподобный желал избежать похвал, и поэтому наложил немного мази, чтобы это чудо не приписали его добродетели. Император не знал, как отблагодарить прп. Сампсона, и хотел осыпать его золотом, но святой отослал дары обратно со словами: «Зачем ты даришь мне то, что я отверг из любви ко Христу?» Вместо этого он предложил Юстиниану использовать эти деньги для строительства больницы рядом со своей хижиной, чтобы достойно принимать больных и бедных. Император с радостью согласился и поручил рабочим, только что завершившим возведение Святой Софии, построить к северу от Великой Церкви большое великолепное здание, которое получило известность как Странноприимный дом Сампсона.
Впоследствии святой с беспримерной самоотверженностью руководил этой больницей. Он служил страждущим братьям с готовностью Ангела, предстоящего Всевышнему. В лечебнице трудились многочисленные профессиональные врачи, а уходом за больными занимались монахи. Этому замечательному учреждению император даровал обильные пожертвования не только на содержание работников, но и для того, чтобы здесь щедро раздавали еду и одежду странникам и нуждающимся.
Прп. Сампсон многие годы посвятил этим апостольским трудам и мирно скончался в весьма преклонном возрасте. Его святые мощи были погребены в церкви святого Мокия. Здесь в день памяти преподобного Сампсона константинопольские врачи, почитавшие его своим святым покровителем, устраивали торжественный крестный ход. В Странноприимном доме почитали его посох, епитрахиль и священнические облачения.
Впоследствии, благодаря невидимой помощи святого или его явлениям, в Странноприимном доме произошло множество чудес и исцелений. Вскоре после смерти преподобного страшный пожар, начавшийся в Святой Софии, разрушил все окрестные дома и перекинулся на крышу больницы.
Казалось, что служители учреждения и добровольцы напрасно стараются потушить огонь, как вдруг они увидели преподобного, идущего по крыше и властно повелевающего огню отойти. Так приют был спасен от разрушения.
Больные приходили к могиле преподобного Сампсона, чтобы провести там ночь; они прикладывались к его иконе и помазывались маслом из лампады, горевшей над могилой. Нередко преподобный Сампсон являлся им один или в сопровождении святых бессребреников Космы и Дамиана и подавал исцеление.
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря