Координаты: 62.547706, 34.838725
Это действующая часовня, которая была построена в 2006 году и освящена 12 июня. Это очень простая и непрофессионально срубленная из соснового бревна часовня клетского типа. Форма часовни характерна для небольших северных деревянных часовен - под единой двускатной кровлей молельное помещение и небольшой притвор. На крыше над молельным помещением рубленная из цельного бревна луковичная главка увенчанная деревянным восьмиконечным крестом. Крыша покрыта металочерепицей темновишневого цвета.
Несмотря на примитивное и низкое качество плотницкой работы над срубом постройки - часовня наполнена любовью, заботой и верой, видимо, немногочисленных прихожан из деревни Кажма. Часовня стоит удобно для путешественников - рядом с одной из основных дорог Заонежья - можно подъехать для молитвы к самым стенам часовни.
Часовня Сошествия Святого Духа в Кажме находится в южной части деревни на краю кладбища, с правой стороны от дороги "деревня Кажма - деревня Космозеро". Ее строители Виктор Могилев (идея) , Юрий Мозгирёв, Ирек Мухамадеев и Ольга Мозгирева. Активное участие в стройке приняли: директор молокозавода г. Медвежьегорска Алексей Владимирович Федотов, предприниматели Виктор Могутин и Валерий Евстигнеев (они-то и выделили лес и технику для доставки заготовленных бревен).
«Доброе, славное дело вы совершили. – сказал на освящении часовни отец Георгий, настоятель храма Ильи Пророка в г.Медвежьегорске, – Другого пути нет, чтобы возродилась Русь!»
PS: По пути в сторону Космозера есть несоклько деревень: Медведева, Горская, Бережная. Если свернуть в сторону деревни Бережной и после деревни, где остался только один гостевой дом пройти вдоль озера около 500 метров - можно выйти к небольшой часовне Параскевы Пятницы в урочище Региматка, которая стоит скорее всего на общем кладбище Бережной и Региматки. Больше информации постараемся узнать зимой 2017-2018.
Фотографии: Илья Тимин, 2017.
Кажма — деревня в составе Шуньгского сельского поселения Медвежьегорского района Республики Карелия. Расположена в широком месте сельги - большой гряды между зиливом Онежского озера и озером Космозеро. Но сама Кажма стоит на берегу залива Губа Святуха в северо-восточной части Онежского озера. С юго-западной соторны от деревни совсем недалеко до озера Космозера.
На 1496 год - писцовая книга хранит запись: «…на Кожме дворов 1 – Терех да брат его Фрол – всего 2 человека народу».
"За свою жизнь она, судя по записям в писцовых книгах, начиная с XV века, несколько раз меняла название, но первое – Кожма. В далёком прошлом это владения богатого новгородского боярина Григория Фролова, потом перешли его сыну, затем внукам. Но новгородцы не чинили препятствий тому обстоятельству, что Заонежье осваивалось пришлыми людьми. И уже к XVIII веку весь полуостров был густо населён. (1720 год. В Кажме 12 дворов). Не побоялись люди трудностей этого сурового края, а полюбили его, создав свою неповторимую культуру быта, ремёсел, песенного и хореографического наследия.
Кажма рядом, Кажма тут,
В Кажму замуж не берут!
Летят на Святухой частушки. Празднует деревня! Сегодняшний день – особенный. Всю округу собрал Храм на праздничную службу в честь престольного праздника – Дня Святого Духа. Здесь и Алексей Пальчиков, и Иван Филимонов, и Александр Полибин – самые уважаемые жители села. Да и как не уважать! Все знают: болит у них душа за родной край.
Алексей Иванович Пальчиков – торгующий купец 2 гильдии. В Кажме у него торговый дом с лавками. Руки золотые! Беря подряды на строительство домов и государственных учреждений, он построил в 1886 году новую школу, дом для учителей, больницу с приёмным покоем и стационаром в Шуньге.
Интересно, что школу принимали уполномоченные Повенецкого Уездного Собрания. На это Земство выделило деньги, и 60 депутатов отправились в Шуньгу. Они остались очень довольны работой Алексея Ивановича, что и было отражено в документах: «…построено качественно, добротно».
Да, хотелось им – и купцу Пальчикову, и зажиточному крестьянину Филимонову видеть жителей Заонежья грамотными. Не случайно, Иван Васильевич две комнаты второго этажа своего большого дома отдал под школу не беря никакой платы. Вместе с земляком Александром Полибиным они стали добровольными членами попечительского совета, помогали наставнице, школе, церкви чем только могли. Лишь бы дети учились, особенно девочки! Это они настояли на создании при школе библиотеки, постоянно следили за пополнением фондов за свой счёт.
Подумать только: четыре века прошло с тех пор, как два брата – Фрол и Терех – облюбовали это место на берегу Святухи. Не узнать теперь Кажму! Добротные крестьянские дома с хозяйственными постройкам и огородами, многочисленные амбары и смолокурни, 3 мельницы, лесопилка, кожевня, несколько кузниц, мастерские, школа с библиотекой, торговый дом с лавками стоят вдоль реки. Всюду – опрятность, домовитость и обстоятельность.
А в центре деревни на высоком холме блистает строгой красотой и православным крестом шатровая Святодуховская церковь. Заонежье встречает лето 1899 года. На пороге XX век. Еще никто из этой праздничной толпы не знает, каким жестоким он окажется, сколько испытаний выпадет на их долю: революции, несколько войн, убийственная коллективизация советской власти, три волны репрессий, уничтожение малых «неперспективных» деревень.
Наступит совсем другое время. Опустеет, обезлюдеет Заонежье. Уничтожат храмы, разрушат деревни. Не минует эта учесть и Кажму. Освещенная в 1859 году, православная Святодуховская церковь тоже будет разграблена. Последний раз в ней собралась вся деревня ранним утром 28 октября 1937 года, узнав, что ночью «забрали» настоятеля. Может ещё вернётся наш батюшка? Не знали они ещё тогда, что их 66-летний священник Александр Алексеевич Едевский обвинён в контрразведывательной деятельности и приговорен к расстрелу. Ранним утром 26 ноября в Петрозаводске приговор приведён в исполнение. Место захоронения не известно. Храм, построенный когда-то с такой любовью, по решению местной власти, будет распилен на дрова."
"«Устя! Принимай гостей!» – крикнул Ерёма. Дверь распахнулась, и избы выбежала девушка лет 17 с перекинутой через плечо пшеничной косой, большими темно-синими глазами. Холщовый некрашеный сарафан подпоясан тесемкой, в руках – берестяная кужонка. Так они встретились в первый раз… Стояла осень 1496 года. Писцовая книга этих дней хранит запись: «…на Кожме дворов 1 – Терех да брат его Фрол – всего 2 человека народу».
Вот уже третий год они здесь. Хозяин дома – Терех – коренастый мужик лет 40. Изба их затаилась в глубине густого леса, на берегу озера. И найдёшь-то её не сразу! Собрана из необтесанных брёвен с обрубленными сучьями. Крыша тоже покрыта прочными брёвнами: медведи залезают и скребут когтями, вот и сложили покрепче.
Очень хотелось Тереху так полесничать, как старый Ерёма, что живёт со своей семьёй в верстах трёх отсюда в такой же избе как у них из простых брёвен, только побольше. Охотник он от Бога! Но, видно, не каждому дано так охотиться. Может, младший Фрол научится? Молодой, сильный … Просится в Нивиши. Знает Терех причину: Устя, внучка охотника-Ерёмы. Но от дела не уйдёшь.
С самой весны они работают не покладая рук. Сначала пашня. В этом году удалось побольше посадить ржи. А с лета готовили свои пожни: огораживали облюбованный зарод, потом подсекали лес-молодняк, складывали в кучи, сушили их, а когда огнище было готово – подожгли. Пал оказался каменистым, долго таскали они волокушами камни. Но вот уже настоящий забор стоит вкруг будущей пожни.
Часто снились Тереху густая рожь в поле, пожни с копнами сена, своя скотина. Мечтал он о хозяйстве!
Фрол проснулся от бормотания брата: тот, стоя на коленях, молился. За окном шумел дождь. «Ладно уж, ступай, побудь у старого зверобоя седмицу. Пусть Ерёма покажет, как ловушки ставить да следы узнавать, какой зверь прошёл», – не поворачивая головы, выговаривал диковатый Терех.
Младший брат его не слышит, он уже на ногах. Выбежал из избы, быстро спустился к озеру. Вода ледяная! Умылся, вернулся, перекрестился на икону, съел ржаную лепёшку, запил брусничной водой. Душа разрывается от счастья: его отпускают на целую седмицу «в наставление» к старому полеснику Ерёме. «Да спроси: бил ли куницу стрелами? Не идут в силки», – с горечью сокрушается хозяин дома. Разве он может сейчас думать о западнях, ловушках и петлях? С самой весны не видел Устю! «Слышишь, аль нет?» – рявкнул могучий Терех. Но Фрола уже нет: выскользнув из избы, через мгновение скрылся за старыми елями.
Дождь перестал. Не по-осеннему яркое солнце поднялось над Святой Губой. Шёл Флор в соседнее поселение за 3 версты – Нивиши (ныне Никонова Губа). А вот и изба такая же как у них, только окруженная изгородью. На пороге Ерёма, рядом Устя, вместе щиплют еловую вицу. Оба над чем-то смеются. Увидев Фрола, девушка вспыхнула, метнулась в избу.
Не знал ещё Фрол, что через год приведёт он Устю женой в Кожму, проживут они 9 лет, будет у них 4 детей и от последних родов заболеет она лихорадкой. В страшном горе похоронят её на высоком берегу Святой Губы, а потом друг за другом и троих детей… Заживётся один – старший Захар – могучий богатырь с медвежьими ухватками и темно-синими глазами как у покойной матери.
Не знал он и о том, щурясь от солнца у избы старого Ерёмы, помогая ему щипать распаренную еловую вицу для новой изгороди, что проживёт он долгую жизнь, примет 12 внуков. Это большая семья Захара, обосновавшись здесь, на берегу Святухи, станет основателем крупного поселения, а потом уже и большой заонежской деревни, которая существует по сей день и носит прекрасное поэтическое имя – Кажма."
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Шавуот) описано в Деяниях святых апостолов (Деян. 2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (десятый день после Его вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).
В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и так как «каждый слышал их говорящих его наречием» (Деян. 2:6), все пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2:13). В ответ на такую реакцию:
« Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.
(Деян. 2:14-18)
Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой в начальных главах его книги “Деяний святых апостолов”. Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории.
Пятидесятница – т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи – был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка паломничествовать в Иерусалим.
Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и ...изолью от Духа Моего на всякую плоть …Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю выполнять» (Иез.36:26-27; Иоил.2:28; Ис.12:3, 44:3).
Готовясь вернуться к Своему Небесному Отцу, Господь Иисус Христос перед распятием посвящает Свою прощальную беседу с апостолами предстоящему сошествию Святого Духа. Господь объясняет ученикам, что Утешитель – Дух Святой – должен вскоре прийти к ним, чтобы завершить дело спасения людей. «Я умолю Отца, – говорит Господь апостолам, – и Он даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во веки, – Духа Истины… Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Он – Дух Истины … Дух Истины, Который от Отца исходит, будет свидетельствовать о Мне» (Ин.14:16-17, 26, 15:26).
Готовясь к принятию Святого Духа после вознесения Господа на Небо, ученики Христовы вместе с Пресвятой Девой Марией, с некоторыми женами-мироносицами и другими верующими (около 120-ти человек) на Пятидесятницу находились в Иерусалиме в так называемой “Сионской горнице.” Это было, вероятно, в той большой комнате, где незадолго до Своих страданий Господь совершил Тайную вечерю. Апостолы и все собравшиеся ожидали, когда Спаситель пошлет им «Обетование Отца» и они облекутся силой свыше, хотя они не знали, в чем собственно будет состоять пришествие Духа Утешителя (Лк.24:49). Так как Господь Иисус Христос умер и воскрес в период ветхозаветной Пасхи, то праздник ветхозаветной Пятидесятницы приходился в том году на 50-ый день после Его воскресения.
И вот, в девятом часу утра, когда народ обычно собирался в храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как будто от бурного ветра. Шум этот наполнил дом, где находились апостолы, и одновременно над головами апостолов появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них. Эти языки имели необыкновенное свойство: они светили, но не жгли. Но еще более необычайным были те духовные свойства, которые эти таинственные языки сообщали. Каждый, на кого этот язык спускался, чувствовал в себе большой прилив духовных сил и, одновременно, несказанную радость и воодушевление. Он начинал чувствовать себя как бы совсем иным человеком: умиротворенным, полным жизни и горячей любви к Богу. Эти внутренние изменения и новые неиспытанные чувства апостолы стали выражать в радостных восклицаниях и в громком славословии Бога. И тут обнаружилось, что они говорили не на своем родном еврейском, а на каких-то других, неизвестных им языках. Так совершилось над апостолами крещение «Духом Святым и огнем», как было предсказано пророком Иоанном Крестителем (Мф.3:11). Между тем, шум, напоминающий бурный ветер, привлек многих людей к апостольскому дому. Увидев стекающийся со всех сторон народ, с молитвами хвалы и прославления Бога на устах апостолы вышли на кровлю дома. Слыша этот поток радостных молитв, собравшиеся около их дома были поражены непонятным для них явлением: ученики Христовы по происхождению большей частью галилеяне, люди по виду необразованные, от которых и ожидать нельзя было знания иного языка, кроме их родного, вдруг начали говорить на разных иностранных языках, так что, как ни разнообразна была толпа людей, прибывших в Иерусалим из разных стран, каждый слышал свою родную речь. Но нашлись среди толпы и циники, которые не постыдились смеяться над вдохновенными проповедниками, говоря, что апостолы, мол, уже так рано успели напиться вина.
На самом же деле сила Духа Святого обнаружилась тогда, кроме прочих внутренних благодатных перемен, еще и во внешнем даре языков именно для того, чтобы апостолы могли успешнее распространять Евангелие среди разных народов, не имея надобности в изучении иностранных языков.
Увидев недоумение людей, апостол Петр выступил вперед и произнес свою первую проповедь, в которой объяснил собравшимся, что в чудесном сошествии Святого Духа исполнилось древнее предсказание Иоиля, который говорил от имени Бога: «И будет в последние дни, – говорит Господь, – изолью от Духа Моего на всякую плоть. И будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; ...и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни изолью от Духа Моего; и покажу чудеса на небе вверху и на земле внизу» (Иоил.2:28-32). Апостол объяснил, что именно в таком сошествии Святого Духа должно было совершиться дело спасения людей. Чтобы удостоить людей благодати Святого Духа, потерпел крестную смерть и воскрес из мертвых пришедший Мессия – Господь Иисус Христос.
Кратка и проста была эта проповедь, но поскольку устами Петра говорил Дух Святой, то эти слова проникли в сердца слушавших. Многие из них умилились сердцем и спросили его: «Что же нам надо делать? – Покайтесь, – отвечал им апостол Петр, – и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа» (Деян.2:37-38). И вы не только будете прощены, но и сами получите благодать Святого Духа.
Многие, уверовавшие в Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 человек. Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой – этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души. Господь обещал, что Церковь пребудет непобежденной вратами ада до самого конца существования мира!
Следует думать, что не случайно совпали в тот день два знаменательных события – сошествие Святого Духа и еврейская Пятидесятница. Ветхозаветная Пятидесятница отмечала избавление евреев из египетского рабства и начало свободной жизни в союзе с Богом. Сошествие Святого Духа на верующих в Иисуса Христа осуществляло освобождение верующих от власти дьявола и было началом нового, благодатного союза с Богом в Его духовном Царстве. Так праздник Пятидесятницы стал днем, когда ветхозаветная теократия, начавшаяся от Синая и долго управлявшая обществом через суровый письменный закон, заменилась новозаветной, в которой верующими людьми руководит Сам Бог, в духе свободы и любви (Рим.8 гл.).
Глубоко пережив события поругания, смерти и воскресения Господня, святые апостолы ко времени Пятидесятницы духовно возмужали, многое прочувствовали и созрели для принятия даров Святого Духа. Тогда и снизошла на них полнота благодати Божией, и они первые вкусили духовные плоды спасительного подвига Богочеловека.
Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, – подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами.