Координаты: 62.582223, 34.786913
Деревня Часовенская в Медвежьегорском районе Республики Карелия была известна своим архитектурным и историческим памятником - часовней Варвары XVIII века. Но уже несколько лет, с 2012 года - деревня Часовенская осталась без своей часовни. Часовня сгорела. Причины пожара не установлены. А неофициальная причина - поджог.
По словам местных жителей, странным образом пожар в часовне совпал с последним дыханием форелевого хозяйства, которое не особо жаловали местные жители - в основном дачники. Хозяйство принадлежало компании с украинскими корнями. Что-то не так пошло у фермера. Неожиданно часовня сгорела, а затем и ферма быстра зачахла и была закрыта. Всех деталей местные жители не помнят или не говорят. Но по старой памяти иногда приходят к быстро зарастающему травой пепелищу - от часовни остался заметен только небольшой каменный накат, имитировавший ограду. Обгорелые деревья, что стояли вокруг - засохли, но сама святая роща еще заметна на деревенском ландшафте.
Святое место зарастает быстрей, чем свидетельства бурной хозяйственной деятельности рыбного фермера. Брошенные на воде садки, буйки, сети, тросы и растяжки. Спешно заколоченные домики. Разбросанный по территории инвентарь - бочки, сети, доски, инструмент. Местные жители говорят: "К нам в деревню теперь туристы не заезжают, а в основном - мародеры, кто растаскивает имущество бывшего форелевого хозяйства. Вот и про вас на машине с прицепом мы так подумали - приехали увезти добро, которое может пригодиться - железо или еще что..."
Какая же она была Варваринская часовня? Пока не было инвентаризации этого района в главном госучреждении по памятникам - Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия» - можно почитать на сайте скромную информацию и увидеть буквально две фотографии.
"Представляет собой клетскую часовню, состоящую из расположенных на одной продольной оси помещений молельни, сеней и крыльца под самостоятельными двускатными крышами с тесовым покрытием. Сруб молельни рублен из бревен с повалами. Над молельней установлена главка с крестом, покрытие главки – лемех. Объем сеней более низкий, к нему пристроено двухвсходное крыльцо, крыша которого поддерживается четырьмя резными столбами. Снаружи стены часовни обшиты. Декоративное убранство представлено резными причелинами, полотенцами и подзорами. Особый интерес вызывает дверь в молельню – дверное полотно ажурное, со сложным рисунком. Представляет историко-архитектурную ценность как широко распространенный в Заонежье тип культовой постройки, сохранившей почти без изменений свой первоначальный облик, с редким для Карелии типом внутренней двери."
http://monuments.karelia.ru/ob-ekty-kul-turnogo-nasledija/katalog-pravoslavnye-pamjatniki-zaonezh-ja/perechen-ob-ektov/d-chasovenskaja/chasovnja-varvary-kon-xviii-v/
Также в Интернете можно найти информацию, что была проведена государственная историко-культурная экспертиза. Которая сделала вывод о возможности и целесообразности воссоздания в деревне Часовенская Медвежьегорского района объекта культурного наследия федерального значения - Варваринской часовни. Или хотя бы сохранившуюся рощу и каменную ограду включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве достопримечательного места регионального значения «кладбищенскую рощу с оградой» в деревне Часовенской, как созданный совместно природой и человеком объект, характерный в определенный исторический период для сельских поселений Севера России, обладающий сакральной, градостроительной и мемориальной ценностью.
Часовня датируется второй половиной XVIII века — концом XIX века, имеет два строительных периода, освящена во имя Святой Варвары. Находилась на краю деревни, через дорогу от основного ряда домов, на холме, в окружении вековых сосен, на территории старого кладбища, обнесенного каменной оградой. Деревня Часовенская расположена на берегу Кефтенецкой губы Онежского озера. Деревня малодворная, исторически всегда состояла из нескольких домов. На 2013 год здесь круглогодично проживали лишь в одном-двух домах.
Экспертизу проводили эксперты, аттестованные Министерством культуры Российской Федерации: кандидат архитектуры, директор ЗАО «Лад» (г.Петрозаводск) Т.И.Вахрамеева, главный архитектор ЗАО «Росреставрация» (г.Москва) И.Г.Семенова, архитектор ЗАО «Институт «Карелпроект» (г.Петрозаводск) С.М.Ициксон. Выводы экспертов были сформированы на основании научного сравнительного анализа комплекса данных об объекте экспертизы, включая материалы, представленные заказчиком - Республиканским центром по государственной охране культурного наследия, и полученные дополнительно, в том числе в результате проведенного натурного обследования объекта.
Обоснование выводов экспертизы заключается в следующем. Часовня Варвары в д.Часовенская представляла собой тип малых деревянных храмов Заонежья, широко распространенных на севере в XVII - XVIII веках, а в наше время сохранившихся лишь в нескольких деревнях. Она отличалась небольшими размерами и гармоничными пропорциями. Сохранились обмеры и документальная фотофиксация объекта и его фрагментов на период второй половины XX века — начала XXI века, используя которые возможно повторить образ памятника, его основные конструкции и детали. В одной из соседних деревень (д.Кефтеницы) сохранилась часовня XVII – XVIII веков аналогичной объемно-планировочной композиции, которая обладает высокой степенью подлинности и удовлетворительным техническим состоянием. Многие ее конструктивные решения могут служить аналогами при воссоздании утраченного памятника, хотя обе эти часовни имеют ряд особенностей и различий, что естественно для народного зодчества. Деревня Часовенская расположена несколько в стороне от основной трассы Медвежьегорск - Великая Губа и пока не включена в официальные экскурсионные маршруты. Однако, учитывая высокий историко-культурный потенциал территории Заонежья, для поддержания ее туристской привлекательности очень важно сохранять здесь историческую систему расселения, планировочную и объемную структуру старых поселений, памятники архитектуры. Таким образом, эксперты пришли к единому мнению, что воссоздание утраченного объекта культурного наследия возможно и целесообразно.
Фотографии с птичьего полета - Илья Тимин, июль 2017. Другие фотографии - из Интернета.
Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).
Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.
Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.
За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно — во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, — говорила Варвара, — ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские веро-учительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.
К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.
В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, — на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.
Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081—1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой