Координаты: 61.566317, 33.394023
Часовня была построена во второй половине 19 века, примерно в 1875-1900 года. Это была просторная часовня с большим притвором и большим молельным помещением под единой двускатной кровлей. Над притвором высилась колокольня с шатровой главкой на столбах и восьмиконечным крестом. Вход в часовню был украшен деревянным резным крыльцом под небольшой двускатной кровлей. На сегодня часовня сильно разрушается. Кровля утрачена более чем на половину, от колокольни осталось только основание. Крыльцо утеряно полностью. Местами на стенах внутри молельного помещения видны следы старой краски - предположительно были росписи.
Часовня с 2000 года числится в списке объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Пряжинского муниципального района. И оставлена в этом списке на 21.04.2017 г. http://monuments.karelia.ru/ob-ekty-kul-turnogo-nasledija/spiski-ob-ektov-kul-turnogo-nasledija-po-rajonam-i-poselenijam-respubliki-karelija/prjazhinskij-r-n
Попасть в эту деревню не всегда просто - так как дороги большую часть года размыты дождями и сильно заростают, по зиме проезд только на снегоходе. Но здесь есть жилые дома дачников, некторые дома посещаются даже в зимнее время.
Проехать в деревню на снегоходе удобнее со стороны Святозера, но есть опасные участки по льду рек и озер. Если ехать на автомобиле или мототехнике - только летом. Есть два известных пути - через деревню Коккойла и через деревню Афанасьева Сельга. Но оба пути требуют подготовки техники и готовности последний участок идти пешком.
Небольшой рассказ о поездке в Терусельгу весной 2017 года: http://tourism.karelia.ru/useful/villages/teruselga.html
Фотографии и подготовка текста: Илья Тимин, 2017.
Три старых фотографии из книги: "Брюсова В.Г. По Олонецкой земле. М.: Искусство, 1972"
От Маясельги через два километра — Терусельга, последняя деревня пряжинского маршрута. Теперь, когда мы прониклись своеобразием красоты карельской деревни в ее естественном окружении, все здесь предстает нам как бы в завершенном и найденном виде.
Деревня расположилась по изгибу озера, подступая прямо к берегу огромными, подобно исполинским динозаврам, избами. Вдали щетинка леса.
Несколько старых полузасохших деревьев доживает свой век рядом с ветхой часовней. Она возвышается на холмике, обласканном солнцем и ветрами, снегом и дождем, и так тонко вписана в пейзаж, что кажется нерасторжимой с природой.
Попробуем на минуту представить себе это озеро и весь пейзаж без человека. В нем, может быть, будет своя красота, присущая всегда дикой природе. Но вот это особенное соединение красоты природы и мирного уюта жилья человека охватывает нас лишь в хорошо обжитых местах, с домами и баньками у воды, со сходнями у озера и лодкой у причала. В таком месте неизменно охватывает до предела счастье слияния человека с природой, желание остаться здесь навсегда. Такое же точно чувство испытываешь, входя в крестьянскую избу, просторную, с лавками вокруг стен, столом посередине, большой теплой печью, дышащей запахом печеного хлеба и топленого молока, — здесь сразу чувствуешь себя как дома, здесь каждый тебе брат.
Побывав в карельских районах, нельзя не отметить главной черты в характере населения — доброты и благожелательности. Гостеприимство карел отмечают все, старые и современные путешественники. Карельские деревни, как и русские селения на Севере, примечательны одной своей замечательной особенностью: здесь не существует замков. Нет хозяев — ставится палка к двери, и ясно, что хозяев нет.
Поздно вечером, после долгих разговоров, ухи, чая, засыпаешь на сеновале под стрекот кузнечиков и тихий плеск озерной воды, и сквозь дрему мелькает мысль: «А ведь прав был новгородский архиепископ XIV века Василий, уверяя, что рай земной за северными горами. Наверное, ему пришлось побывать в Карелии». Тем временем перед глазами вновь всплывают заросли чертополоха вокруг замшелых часовен, черная полоска змеи, с тихим шелестом уползающей в малинник, покривившиеся кресты, белоголовые, голубоглазые ребятишки, взирающие пытливо — одним словом, все собранные вместе дневные впечатления.
Но... процесс умирания северных деревень — общее явление, и процесс этот вполне закономерен. Жизнь концентрируется в городах, рабочих поселках, совхозах. В 2000-м году четыре пятых населения земного шара будет жить в городах, и никто не бросает город, чтобы переселиться в пустующие дома под Пряжей. Но я лично глубоко убеждена, что на вершине прогресса человечество вновь вернется к таким вот деревянным лавкам и простому выскобленному добела столу и устранит из своего быта все лишнее и ненужное. А жители «городов будущего" поутру будут купаться в чистой и студеной воде, подобно озеру Терусельги.
Дома в Терусельге один красивее другого, с балкончиками, резные, расписные. Среди них — необычный для Карелии маленький домишко в два оконца, видно, недавней стройки.
Часовня вблизи не так хороша, как издали: она сильно разрушилась, и тоже в последние двадцать лет — нет главки, крыльца и многого другого. Стены покрыты обшивкой, скрывающей естественную красоту бревенчатых стен. Если произвести реставрацию, часовня будет интереснейшим памятником зодчества карельской школы.
Здесь, в Терусельге, каждый дом, каждая постройка просится в заповедник деревянного зодчества. Но, увезенные отсюда, со своего родного места, они утратят главное — свою поэтичность и приобретут тот ясно ощутимый налет фальши и бутафории, который, чего греха таить, нередко ощущается в «музеях под открытым небом". Это сразу станет ясным, если увидеть амбарчик из Коккойлы в Кижах, где он смотрится «ненастоящим".
Подобно «Кижскому ожерелью" из окружающих часовен и деревень, здешние памятники деревянного зодчества можно назвать «Пряжинским", или, вернее, «Святозерским ожерельем»: все эти деревеньки отстоят недалеко от Святозерска и исторически связаны с этим древним волостным центром. Почему бы не сделать Пряжинско-Святозерские места заповедной зоной и сохранить для будущих поколений изумительную красоту карельской деревни, памятники зодчества карельского народа.
Из Терусельги — 7 км до Каскеснаволока, откуда можно, не возвращаясь в Пряжу, попасть на Олонецкий тракт, у Святозерского. Селение получило наименование от Святого озера, на берегу которого оно стоит, озеро же названо так по островку со «святой» рощей из вековых елей, под прикрытием которых издавна стояла часовенка.
Брюсова В.Г. По Олонецкой земле. М.: Искусство, 1972
28 августа по новому стилю и 15 августа по старому стилю Русская Православная Церковь отмечает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Успение Богородицы – праздник, посвященный событию, которое не описывается в Библии, но о котором известно благодаря Преданию Церкви. Самое слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть».
Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса, осталась на попечение апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.
Здесь она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь и Господь возьмет ее к себе.
Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Не смотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала своей кончины. Сам спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с собой. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидившись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.
После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам. Открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы и, таким образом, убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами — во все дни".
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной. Поистине, «в молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста».
Сретение Господне — один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Правславной Церкви он отмечается 15 февраля.
В переводе с церковнославянского «сърѣтение» — «встреча». День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место.
В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу.
Как произошло Сретение Господне?
В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» – и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.
Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и, благословив Его, пророчествовал о Спасителе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля».