Туризм и отдых в Карелии!

Рубчейла. Часовня Иоанна Предтечи. Вторая половина 19 века.

Часовня Иоанна Предтечи. Вторая половина 19 века. Деревня Рубчейла.

Часовня Иоанна Предтечи находится в деревне Рубчейла в Карелии. Здание часовни Иоанна Предтечи в деревне Рубчейла в Карелии полностью деревянное. Вход в помещение начинается с декорированного крытого крыльца. Строение крыто двускатной крышей с венчающим ее шестиконечным крестом. В настоящее время часовня находится под контролем и опекой местного церковного управления, а ухаживают за ней как и обычно - местные жители.

В 1909 году было принято решение перестроить деревню, в том же году был разработан генеральный план застройки. В центре поселка решили устроить деревенское кладбище. Именно там сейчас находится часовня Иоанна Предтечи, окруженная густым ельником. Точная дата постройки обители неизвестна, исследователи датируют ее второй половиной XIX века.

Деревня расположена к югу от озера Сямозеро примерно в 7 километрах от крупного поселка Эссойла. Первые упоминания о Рубчейле относятся к XVIII веку. В 1720-х годах здесь стояло всего семь дворов, через почти 50 лет их количество увеличилось до десяти, в 1905 году их стало двенадцать, и проживало здесь 86 местных жителей. По статистике тех лет, местное население было хорошо обеспечено, хозяйства были крепкие.

Фотографии: Илья Тимин, 21 января 2017 г.
Зимняя экспедиция "Православные святыни Пряжинского района Карелии".

 

Часовня Иоанна Предтечи в деревня Рубчейла на карте:

 

 

Деревня Рубчейла

Ру́бчойла (Ру́бчейла, карел. Rubčoilu) — старинная карельская деревня в составе Эссойльского сельского поселения Пряжинского района Республики Карелия, комплексный памятник архитектуры.

Рубчейла – небольшая Карельская деревня, располагающаяся в 6 км от поселка Эссойла. Как не странно поселение располагается вдали от озёр и рек. Деревня образовалась в начале 18 века. На момент 1720 года там насчитывалось всего 7 домов, к 1773 увеличилось до 10(62 проживающих), а в 1905 году увеличилось до 12 домов (86 жителей). Деревня была довольно зажиточной. Если считать в среднем по Сямозерской волости, то то в этой деревне в среднем на двор приходилось 14 голов, что в два раза больше чем обычно.

Деревня необычна своей архитектурной разнонаправленностью домов. Это получилось в результате не грамотно составленного в 1909 году генерального плана застройки этой деревни, который не учитывал местных особенностей. В результате застройки не все соблюли параметры этого плана, некоторые сориентировали фасады своих домов на юг. В результате сложилась живая композиция Рубчейлы, в которой несколько рядов домов направлены в разные стороны. Всю эту композицию изящно дополняет в центре роща с высокими соснами и елями с часовней постройки II половины XIX века. Все бани сгруппировались вдоль  небольшого ручья, протекающего через деревню с востока на запад. Исследователи деревянного зодчества Карелии считают деревню Рубчейла целостным архитектурно-природным ансамблем. Эта деревня – излюбленное место некоторых карельских художников. В настоящее время в Рубчейле находится 8 памятников деревянного зодчества. Среди них выделяются дом Ермолаева(в нём располагается этнографический музей) и дом Михайлова, оба построенные во II половине XIX века.

В настоящее время деревня является экскурсионным, часто посещаемым местом. В программу экскурсий входит выступление народного фолкколлектива, посиделки в Карельском доме, чай из самовара с национальной карельской выпечкой

 

Деревня Рубчейла расположена в Пряжинском районе в 6 км от посёлка Эссойла. Эта деревня с точки зрения учёных — интереснейший природно-архитектурный ансамбль. Селение расположено вдали от больших рек и озёр, а окружающий ландшафт представлен равниной со спокойным рельефом.

Возникла деревня в XVIII веке, в 1820 году насчитывала 7 домов, через 50 лет — 10, а к началу ХХ века в Рубчейле проживало 86 жителей. Согласно статистическим данным население деревни в те времена жило неплохо: на один двор приходилось до 14 голов крупного скота, что было вдвое больше, чем во всём остальном районе. Исторически в деревне сложилась живописная композиция, состоящая из нескольких рядов домов, ориентированных в разные стороны. Причиной тому послужило создание нового генерального плана строительства для деревни Рубчейла. В 1909 году землемер из Петрозаводска Б. В. Бекеш разработал тот самый план и попытался провести его в жизнь. Однако крестьяне деревни стали противиться нововведению, потому что работа Бекеша была составлена без учёта местных особенностей. Поэтому часть старых домов по древней карельской традиции так и осталась стоять, ориентируясь лицевыми фасадами на юг. Другая часть домов стояла фасадами по направлению к дороге, а некоторые возвели жилища согласно плану Бекеша. Так и получилось, что ни о какой единообразной застройке в Рубчейле и говорить не приходится, но вместе с тем, это и отличает поселение от многих других.

Несмотря на своеобразную застройку, деревня сохраняет типично карельский облик. Способствует этому и кладбищенская роща с высокими соснами и елями, расположенная в центре селения. В роще стоит часовня, построенная во второй половине ХХ века.

Сейчас в Рубчейле находится несколько зданий, признанных памятниками архитектуры. Среди них дом Ермолаева (вторая половина ХIХ века). Дом сохранил свой первоначальный облик, кроме того, в нём собраны различные предметы крестьянского быта начала ХХ века. Дом расположен у дороги в центре деревни. Прямоугольный в плане, под двухскатной крышей, с одноэтажной жилой и двухэтажной хозяйственной частью, он является эталоном жилой постройки, характерной для карел-ливвиков. Другим архитектурным памятником Рубчейлы является дом второй половины ХIХ века — дом Михайлова. Он также представляет собой типичное жилище северных карел-ливвиков.

Деревня Рубчейла благодаря своей необычной планировке и особенной самобытной красоте давно стала излюбленным местом некоторых карельских художников.

Список используемой литературы: Историко — культурные и природные достопримечательности на международном маршруте «Голубая дорога» в Республике Карелия. — Петрозаводск, 2000. — 88 с., с.70 — 72

Иоанн Предтеча

Пророк и креститель Иоанн Предтеча. Дни памяти: 7 января (Собор), 24 февраля (Первое и второе обретение главы), 25 мая (Третье обретение главы), 24 июня (Рождество), 29 августа (Усекновение главы), 23 сентября (Зачатие), 12 октября (Перенесение десной руки)

Пророк Иоанн Креститель — после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

По выражению одной церковной молитвы, пророк Иоанн был светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2). Когда ожидание Мессии достигло высшей степени, пришел к Иоанну на Иордан креститься и Сам Спаситель мира, Господь Иисус Христос. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... »

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего. За это он скоро пострадал.

Царь Ирод Антипа (сына царя Ирода Великого) приказал посадить пророка Иоанна в темницу за обличение его в оставлении своей законной жены (дочери аравийского царя Арефы) и за незаконное сожительство с Иродиадой. Иродиада до этого была замужем за родным братом Ирода, Филиппом.

В день своего рождения Ирод устроил пир, на который съехалось много знатных гостей. Саломия, дочь нечестивой Иродиады, своей нескромной пляской во время пира до того угодила Ироду и возлежащим с ним гостям, что царь с клятвой обещал ей дать все, чего ни попросит она, даже до половины своего царства. Танцовщица, наученная матерью, просила дать ей тогда же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод уважал Иоанна как пророка, поэтому он опечалился от такой просьбы. Однако постеснялся нарушить данную им клятву и послал стража в темницу, который отсек Иоанну голову и отдал ее девице, а та отнесла голову своей матери. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место. Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. За свое злодеяние Ирод получил возмездие в 38 году после Р. X.; его войска были разбиты Арефой, выступившим против него за бесчестье дочери, которую он покинул ради Иродиады, а в следующем году римский император Калигула сослал Ирода в заточение.

Как повествует предание, Евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка — его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели Антиохией (при императоре Константине Порфирородном), дьякон перенес руку Предтечи из Антиохии в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени завоевания этого города турками. Потом правая рука Иоанна Крестителя хранилась в Петебурге в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем Дворце.

Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один благочестивый подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого, два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать Первое обретение главы Иоанна Предтечи.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».