Координаты: 61.919672, 32.972138
Часовня построена в период с середины по конец 19 века. В настоящий момент это клетская постройка с небольшими сенями и молельной комнатой под единой двускатной кровлей. По конструкции потолка и крыши сеней можно сделать вывод, что изначально здесь возвышалась колокольня.
Снаружи часовня обшита тесом. Внутренние помещения частично сохранили остатки обоев, которыми были поклеены стены, предположительно во второй половине 20 века.
Деревня находится на берегу озера Павшенярви рядом с западным берегом озера Сямозеро, недалеко от Сяргилахты.
Это почти полностью заброшенная деревня. Но три дома периодически посещаются дачниками. В 1859 году Павшойла была приписана к Вешкельскому приходу. На тот момент здесь было пять дворов и 64 жителя. В 1926 году Павшойла относилась к Часовенскому сельскому совету и насчитывала 15 хозяйств и 82 человека.
История сохранила интересные данные о деревне - здесь в 20 веке был последний оплот карельских ведунов-колдунов - тиэдяятов. Павшойла и соседняя деревня Мелойла были центром народного ворожевания и сюда приходили люди к местным знахарям-шаманам (по карельски "тиэдяят")
Исследование про последних карельских колдунов можно почитать во вложенном файле: "Великие «тиэдяяд» Сямозерья на закате древней традиции. К. К. Логинов"
На сегодня еще жива память о деревне Павшойла и о людях там живших, но время неумолимо стирает следы былой цивилизации...
Наташа Корниенко:
"Места моих предков! А в Мелойле не были? Там дом мох прадедов! Она находится в двух км от Павшойлы. Про этот дом Павшойлы (на фото дом с росписями). Моя прабабушка Ирина, была замужем за хозяином этого дома, он был третьим мужем ее!Лухтансельга и Мелойла - это одна деревня! Но мои предки и мы, всегда называли именно - Мелойла! А в документах у всех: уроженец д.Лухтансельга."
Наталья Логинова:
"А моя бабушка выросла в этом доме. В Сяргилахте живет Ковру А.В., она много может рассказать про деревню."
Фотографии: Илья Тимин, 2017.
Вознесение Господне (Вознесение) — (греч. Ἁνάληψις τοῦ Κυρίου; лат. ascensio) — событие новозаветной истории, восшествие Иисуса Христа во плоти на небо, а также установленный в память этого события и обещания о Его втором пришествии переходящий христианский праздник, полное название: Вознесе́ние Го́спода Бо́га и Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́ (греч. Ἁνάληψις τοῦ Κυρίου καὶ Θεού καὶ Σωτῆρος ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ), который отмечается в 40-й день по Пасхе и всегда приходится на четверг. Как изъясняет Афанасий Великий, Вознесение Спасителя означает обо́жение (греч. θεοποιεῖσθαι) Его человеческой природы, которая становится невидимой для телесного ока.
Согласно книге Деяний святых апостолов (Деян. 1:2-11) Иисус после Своего Воскресения «в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием», а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться сказав «вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». После этого «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
(Деян. 1:9-11)»
О Вознесении Господнем кратко рассказано и в заключительных главах двух Евангелий: от Марка (Мк. 16:19-20) и от Луки (Лк. 24:50-53).
Предсказание о предстоящем Вознесении было дано Иисусом Христом своим ученикам задолго до своей крестной смерти (Ин. 6:62).
В богослужении праздник в честь Вознесения Господня входит в число Двунадесятых праздников. Богослужение совершается по Цветной Триоди. Накануне четверга, в среду вечером, служится всенощное бдение, на вечерни которого поются стихиры, посвященные этому событию, здесь же читаются три паремии, по мнению Православной церкви, в которых содержатся ветхозаветные пророчества о Вознесении Иисуса Христа: (Ис. 2:2-3). (Ис. 62:10-12, 63:1-3, 63:7-9), (Зах. 14:4, 8-11). На утрени читается Евангелие от Марка, 71 зачало (Мк. 16:9-20). Каноны праздника написаны Иоанном Дамаскином и Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу. На литургии поются праздничные антифоны, читается Апостол первое зачало (Деян. 1:1-12) и Евангелие от Луки, 114 зачало (Лк. 24:36-53).