Прионежский район Карелии. Вепсская волость.
Координаты: 61.285811, 35.508364
В 2014 году инициативные жители Рыбрека и настоятель Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря игумен Досифей (Ларионов) поднялись на высокий холм на краю села для выбора места строительства будущего храма. Вид отсюда очень красивый. И место постройки храма выбрали самое достойное. Начались подготовительные работы.
Осенью 2017 года, 12 ноября, по благословению митрополита Петрозаводского и Карельского Константина в селе Рыбрека Прионежского района был установлен и освящен поклонный Крест на месте строительства деревянного храма во имя Святой Живоначальной Троицы. В сентябре 2021 года Троицкий храм уже приобрел свои очертания и совсем скоро будет собран основной сруб.
К концу 2022 года - началу 2023 в православной церкви Троици Живоначальной в селе Рыбрек завершены основные работы и началась внутренняя отделка.
Известная история села тесно связана с православием, которое было одной из центральных осей в жизни людей.
Первое упоминание о Рыбреке сохранилось в писцовой книге Обонежской пятины 1496 года: "о поселении на речке Рыбьей". А затем о развитии села мы можем судить в параллели с историей архитектуры. С XVII по XX век в селе Рыбрека был древний погост, на котором стояли два храма.
Первый храм - это церковь Варлаама Хутынского, постройка которой датировалась 1693- 1697 годами. Храм был сожжен в 1930-х гг. Официальной версии пожара нет, но разрушение и сжигание храмов в те времена было обычным делом для новой власти и ее сторонников. Во время одной из экспедиций Л.В. Даль зарисовал вид храма с северо-запада и его двери. В архиве сохранились фотографии и подробнейшие описания конструкций и убранства памятника, сделанные в конце XIX века.
Архитектор Т.Л. Макарова произвела реконструкцию храма с подробными чертежами. Существуют планы по воссозданию храма под Санкт-Петербургом.
Вторым храмом была - Никольская деревянная церковь, которая была утрачена в XVIII веке и на ее месте в 1797 году был построен новый храм, также освященные в честь Николая Чудотворца. Этого храма также не стало после пожара (поджога) в 30-х годах XX века.
В конце XVIII века Рыборецкий погост состоял из Никольского и Варлаамовского храмов и отдельно построенная колокольня. Погост был обнесен деревянной рубленной оградой. Колокольня была встроена в ограду. Вход на погост был организован через ворота в колокольне. В целом, по описанию, комплекс очень напоминает Гиморецкий погост, который сохранился и по сей день.
В архивных документах есть упоминание, что церковь Варлаама Хутынского построена в 1697 г. "тщанием новгородских купцов". В XIX веке церковь Варлаама Хутынского была капитально отремонтирована. В ходе работ стены церкви были обшиты тесом, заменены тесовые доски на кровле и обновлены лемехи луковичных главок. Кровля, глава и шатер были окрашены в зеленый цвет, крест - в белый, рубленая "бочка" над алтарем и двускатная тесовая кровля над трапезной были окрашены "чернетью" (в темный цвет). Тесаная доска, которой обшили срубы, была окрашена в белый цвет.
Церковь Варлаама Хутынского - это был шатровый башенный храм с необычно высокой храмовой частью. Вертикальные размеры здания преобладали над горизонтальными - такие храмы были типичны для этих месте и для этого времени (Успенский храм в Кондопоге, Ильинская церковь Саминского Погоста). Основной объем - нижний сруб в виде четверика с надстроенными над ним, поставленными один над другим двумя срубами-восьмериками. Сверху стоял высокий шатер смешанной конструкции, наполовину бревенчатый, рубленый "в реж", наполовину стропильный. С востока к храму примыкал четырехгранный алтарь, покрытый "бочкой" с установленной на ней луковичной главкой. С запада располагалась трапезная, более широкая, чем храм, с двускатной крышей. К трапезной примыкало высокое крыльцо.
Интерьеры был традиционным для храмов этого типа и периода - в трапезной для поддержки балок потолка - два резных столба, а в храмовой части церкви - потолок "небо" из 8 парусов. Длина храма была около 22 метров, высота - около 32 м.
Фото и текст: Илья Тимин, 2021.
Знаменитая икона преподобного Андрея Рублева была написана, как известно, в похвалу Преподобного Сергия. Известен также настоятельный совет игумена Радонежского: чаще взирать на образ Святой Троицы, ибо «взиранием на сей образ преодолевается ненавистная рознь века сего». Но для того, чтобы преодолеть эту рознь, ее прежде необходимо увидеть. И увидеть не вовне, а внутри себя. Только тогда можно преодолеть ее индивидуальным «взиранием» на святой образ.
В основе иконы «Живоначальная Троица» лежит библейский текст о том, как к праотцу Аврааму приходят три Ангела в виде трех Странников. И мы соответственно видим в руке каждого Ангела страннический посох.
Однако икона никогда не бывает только иллюстрацией Святого Писания или Святого Предания, но прежде всего призвана явить всегда откровение их духовного смысла. Так и здесь, с одной стороны, да, посохи, безусловно, напоминают о реалиях исторического события, но вспомним – посох или жезл имеет епископ. Его жезл – это символ духовной власти. На рублевской иконе, предельно символичной и в связи с этим лаконичной в деталях данного события, акцент делается именно на этом значении. Книга «Бытие» повествует нам, что, когда Странники приблизились к шатру Авраама, он выбежал к ним навстречу и, поклонившись, пригласил их в свой дом, посадив их за трапезу, и приказал слуге заколоть для Гостей тельца.
Все это происходило в дубраве Мамре. Недалеко от горы Мориа. Соответственно, в верхней части иконы мы видим то, о чем повествует нам бытописатель. Слева – шатер Авраамов, написанный в виде дома, в центре – дерево, также напоминающее о месте, где все происходило, справа высится гора. Но все эти предметы предельно обобщены. Шатер скотовода преобразился в возвысившийся дом с колоннами и капителями, дерево только напоминает о дубраве, но по нему невозможно определить его принадлежность к какому-то конкретному виду. Это как бы – «вседрево».
Святое Писание говорит о посещении Странников-Ангелов как о явлении Аврааму Бога. Телесными очами Авраам видел трех Странников, умом пророчески прозревал в них единого Бога. Икона и предлагает нам картину, которую можно увидеть только духовными очами, показывает то, как в событии временном проявилась Вечность. И именно потому, что все предметы расположены четко над Ангелами, являющими Божество, их значения преображаются. Шатер скотовода становится образом строительства мира или «Домостроительства Божия», дуб – Древом Жизни, а гора призывает «горняя мудрствовати». При этом и гора, и дерево, и даже дом находятся как бы в поклоне к образу трех Ангелов.
Центральное место иконы занимают Ангелы и находящаяся на трапезе Чаша. Сразу бросается в глаза сходство – некий общий для всех трех ангельский образ: лики, одежды, крылья, жезлы… Но при всей схожести каждый Ангел очень индивидуален – в особом положении, движении головы, рук, цвете одежды. Средний Ангел одет в красный хитон (нижняя одежда) и синий гиматий (верхняя одежда). На хитоне слева полоса. Это – клав, знак царского достоинства. Ангел по левую руку среднего (от нас справа) имеет синий хитон и зеленый гиматий. Наконец, слева у Ангела – синий хитон и светло-лиловый гиматий.
Церковь издревле видит в посещении праотца Авраама тремя Ангелами прообраз Святой Троицы. При этом цвета одежд, обращенность Ангелов друг к другу, положения рук могут даже дать нам возможность и желание конкретизировать «лица» Святой Троицы. Так цвета одежд (в иконографии есть определенная символика цвета) среднего Ангела и наличие клава отсылает нас к устойчивой традиции изображения на иконах Спасителя. Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный Человек. Соответственно, синий – цвет неба, красный – земли. Он – Царь (вспомним – клав), но, по Его слову, Царство Его не от мира сего (Ин. 18:36). Весенняя и летняя зелень говорит о рождении, обновлении и исполнении жизни. Об этом же может напомнить и цвет гиматия правого Ангела, но это как бы вечная, неувядаемая зелень. На хитоне – также присутствует клав, он только не так ярок, как у среднего Ангела. Лиловый цвет левого Ангела, как и клав – среднего и правого, свидетельствует о царственности. Небесная же синева присутствует в одеждах всех. Склонением голов образы среднего и правого Ангелов обращены к Ангелу, написанному слева. По этому, казалось бы, можно определить левого Ангела как Святого Духа, а правого – как Бога Отца. Но важно помнить, что исторически это явление не Самого Бога, а Ангелов Его.