Сведения О Варлааме Керетском содержаться в «Повести о преподобном Варлааме Керетском». Первоначальная редакция составлена в XVI начале XVII веках. Ключевский В. О.( видный русский историк, профессор Московского университета...1841-1911 ) считал, что ее автором был «монах – священник, живший в Керети, и приказчик Соловецкого монастыря. Впоследствии не единожды, информация дополнялась. Но стоит привести слова протодиакона Андрея Кураева, что жития святых достоверны только в одном - во взгляде их автора на жития святых.
Варлаам Керетский, преподобный - жил в 16 веке. Родился в селе Керети. Примерно в 1535 году Василий вступил в брак и был рукоположён сначала в сан диакона, а вскоре в иерея, после чего направлен настоятелем в Никольскую церковь города Колы. Являясь подвижником благочестия и непрестанным молитвенником, отец Василий всячески боролся с саамским язычеством, проповедовал истинность православия и изгонял бесов.
Согласно преданию, отец Василий изгнал беса, обитавшего на Абрам-мысе и топившем утлые судёнышки рыбаков. Тот, покидая «насиженное место», пригрозил, что отомстит «попу».
Нравом был Варлаам крут, но честен перед Богом и людьми. Примерно в 1540 году иерей Василий(Варлаам) с матушкой вернулись в родное село Кереть. Там и произошла трагедия, изменившая жизнь будущего преподобного
Во всем помощницей отцу Василию была его матушка, которую он любил всем своим горячим сердцем, и лишь ради этой любви оставил он свои мечты об иночестве. Но, как гласит предание, о котором даже сложена песня, при изгнании бесов из своей жены, он ее убивает.
Глубоко раскаявшись и посчитав себя недостойным священнодействовать, Варлаам «вествует об убийстве и прося прощения, слезами землю омакает, о содеянном в ярости и невоздержании». И духовник (Феодорит Кольский) предлагает ему особый покаянный подвиг, «дает ему иго легкое: мертвого носить во гробе, дондеже изгниет тело умершее, самому же в посте и молитве пребывать, и таковое воздержание иметь, что рыбою только на Пасху единою причащатися».
Варлаам «таковое запрещение приняв спешит радуяся и сие тело (своей жены) откопав, в судно вложив во гробе, сам же во второй гроб (судно) устремився, с мертвым шествуя по окияну морю, по непроходным местам».
Положив тело жены в карбас (большая гребная и парусная лодка), подвижник вышел в море, «псалмы Давидовы пояше», и молил Бога об отпущении греха. Скитания Варлаама Керетского были продолжительны («дондеже оно мертвое тело тлению предастся», т. е., пока тело его жены не истлело), в плаванье его сопровождал сильный встречный ветер. (Этот факт отразился в присказке жителей Керети: «Куда пошел - как Варлаам против ветра» - и в поговорке норвежских рыбаков: когда с моря на берег идет туман и погода портится, они говорят: «Русский поп жену привез».) Рыбаки и промышленники, встречавшие Варлаама Керетского в Баренцевом моря у Святого Носа и в Белом море в районе Керети, принимали его лодку за видение. По преданию, тяжкий постоянный труд - «весла из рук своих не выпускаше» - сделал преподобного горбатым.
Плавание в районе мыса Святой Нос было опасно тем, что здесь сталкивались течения двух морей и образовывались «морские сувои»( волнение в море от столкновения двух встречных течений).
В те времена мореходы проходили Святой Нос по суше, волоком, однако здесь возникала новая трудность: в бухтах этого мыса водились моллюски - «корабельные сверлила» (Teredo navalis), чьи личинки, цепляясь за днища судов, протачивали корабельную древесину.
Три года продолжался этот немыслимый подвиг покаянного скитания: «бурю и дождь, и всякую воздушную нужду терпя».
Зайдя в бухту Святого Носа, подвижник повелел вредоносным червям собраться у его лодки и, «став на молитву и руце воздев на небо, услышан бысть. «Корабельные сверлила» пропали. Чудо послужило удостоверением того, что Господь простил грешника.
(В настоящее время «Корабельных сверлил» в северных морях нет, хотя характерные отверстия в древних остовах кораблей, по мнению ученых, указывают на их наличие в прошлом).
Варлаам Керетский вернулся в село Кереть, похоронил останки жены, принял монашеский постриг.
Прослужив чернецом в Печенгском монастыре, Варлаам же возвращается в родные Керетские пределы, в Чупскую губу, к могиле своей жены. Он селится, в пустынном месте у озера, впоследствии названного Варлаамовым (в конце XIXв. показывали избушку, в которой преподобный Варлаам принял постриг). Затем, тяготясь близостью села, святой перебрался на один из островов Чупской губы, недалеко от Керети.
Построив часовню, он вел отшельническую жизнь «в пещере со зверями». Несмотря на пустынность места его уединения, к нему за духовной помощью нескончаемо тянулся люд поморский, со своими проблемами, скорбями и болезнями. Особенно стремились к нему за вспоможением страждущие от духов нечистых, те, кто подпал под страшную власть князя тьмы. Все они неизменно получали исцеление по молитвам старца.
Скончался преподобный в конце XVI века. Но и после своей смерти можно сказать, что покоя Варлаам Керетский не нашел.
Найденные нетленные мощи Варлаама Керетского, в итоге в 1664 году были помещены в церкви великомученика Георгия Победоносца. Примерно в эти годы были отмечены исцеления при явлении Варлаама Керетского страждущим, а также помощи поморам от потопления на море. При чем сами, терпящие , к помощи Варлаама Керетского не призывали, а он сам являлся к ним и называл свое имя. Были записаны случаи явления преподобного Варлаама Керетского и его чудотворений со слов спасшихся от гибели моряков, рыболовов и промышленников, приезжавших в Кереть на поклонение мощам преподобного.
При обретении останков преподобного Варлаама, сделаны были описания: «в часовне, в земле... не во гробе», но в «поморской кережке (санях), облачен в черном русском кафтане, и оная кережка вся изгнила, а кафтан и мощи его, на главе его власы и брада - все цело».
Поскольку, не единожды мощи Варлаама горели вместе с церковью, в которой сохранялись, то огнем были очень повреждены. В 1959 году участниками археологической экспедиции были сделаны описания останков, которые находились в киоте. Ныне судьба останков неизвестна.
Варлаама Керетского почитают, как главного покровителя северных мореплавателей.
В статье использована информация из открытых источников.