Координаты: 60.979963, 32.959206
Собор был освящен в 1830 году. Расположен на острове Мариам, рядом с местом слияния рек Олонка и Мегрега.
Считается, что первая церковь, построенная на этом острове была освящена в честь Николая Чудотворца, но потом она была перенесена на противоположный реки Олонка, где однажды была сожжена, скорее всего во время военных походов шведов, поляков и литовцев. В писцовых книгах есть упоминание о том, что в 1582-1583 годах теплая (зимняя) церковь была “пожженной немецкими людьми”. О его строителе, неком богатом купце, жившем здесь же на острове сохранилось предание, рассказанное монахиней Варварой — местной карелкой, умершей в 90-летнем возрасте в 1996 году:
"Увидел он во сне плачущую женщину, сидящую на камне у реки: “Освободи этот остров мне, — просила она, — и я спасу ваш город...”
В те времена из-за свирепствующей чумы Олонец и в самом деле нуждался в защите. Но одолели купца сомнения, и решил он прежде всего поставить свое условие: “ Если утром на каждом дереве увижу по белке, то так и быть, уйду отсюда”. Таким был его ответ, а проснувшись утром, купец убедился, что сон его был дивным. Не то что на каждом дереве, но на каждой ветке сидели белки. И как только купец ушел с острова, в Олонце прекратился мор."
Есть еще одно предание, что сама Пресвятая Богородица избрала их небольшой островок местом своего обитания, приплыв на него в рукописном иконном образе.
"Однажды увидели горожане на реке яркое сияние. Исходил огонь от иконы, стоящей на камне напротив острова. Это был образ Смоленской Божией Матери, сохранившийся до наших дней. Его безуспешно пытались снять с камня, пока позвали тех, кого почитали праведниками. Для этого чудотворного образа и был выстроен Смоленский собор."
О деревянной церкви Пречистой Богородицы в этом месте есть упоминание в писцовой книге 1646 года. Затем каменщики из Костромы - С.Васильев и Ф.Алексеев перестроили ее на каменную. В архиве сохранилась поручная запись и записная книга расходов на ее постройку за 1744-1749 годов. Однако изображение храма не имеется. В архиве нашлись только данные о его размерах: 18 на 7 сажен.
В 1819 году Олонец посетил Александр I. Церковь, в которой он молился, была в ветхом состоянии. Царь выделил 20 тыс. рублей. Новый храм стали строить в 1824 году, а в 1830 году он был освящен.
Подготовка текста и фото: И. Тимин, 2018-2020.
- город в Республике Карелия Российской Федерации, один из старейших в Северной России. Административный центр Олонецкого национального района, образует Олонецкое городское поселение.
Олонец расположен у слияния рек Олонки и Мегреги, на Олонецкой равнине, в 140 км к юго-западу от Петрозаводска, в 269 км к северо-востоку от Санкт-Петербурга по автодороге Р21 (автодорога «Кола»).
Олонец — одно из древнейших селений Карелии. Стоянки древнего человека, обнаруженные в низовьях реки Олонки (бассейн Ладожского озера), датируются археологами 3-2 тысячелетием до н. э.
Во времена новгородской независимости Олонец принадлежал новгородскому владыке.
Впервые в письменных источниках Олонец упоминается в приписке к Уставу новгородского князя Святослава Ольговича. Сам устав датируется 1137 годом. Однако, современные историки датируют приписку XIII веком, а первым упоминанием считается 1228 год, когда Олонец упоминают записи в нескольких летописях.
В ходе русско-шведских войн XVI—XVII веков город неоднократно разорялся.
По Столбовскому мирному договору 1617 года граница со Швецией стала проходить в 40 км от Олонецкого погоста. В 1648 г. по стратегическим соображениям Олонецкий Рождественский погост был отписан в казну. В месте слияния рек Олонки и Мегреги, где находилось главное селение погоста, известное под названием Толмачёв-наволок, в сентябре 1649 года по указу царя Алексея Михайловича под руководством князя Фёдора Волконского и дьяка Степана Елагина была построена «порубежная крепость» Олонец. Олонецкая крепость стала ядром города, административным центром Заонежских и Лопских погостов, форпостом в борьбе со шведами. Крепостная стена (в стенах насчитывалось 1300 бойниц) тянулась вдоль речных берегов более чем на 1,5 км и имела 19 башен. Самая высокая — Красная башня была высотой 32 метра. В крепости была отстроена церковь Троицы, хлебные амбары, воеводские дворы и 155 дворов, в которых во время нападений шведских отрядов пряталось окрестное население. На вооружении гарнизона были 31 пушка разного калибра и 824 мушкета. По числу башен, протяжённости стен и военной оснащённости крепость превосходила Архангельскую и все сибирские города, уступая лишь Холмогорам.
Сам город становится местопребыванием олонецкого воеводы. «Чтоб в городе не пусто было», сюда были переселены из разных заонежских погостов состоятельные крестьяне, занимавшиеся торговлей и промыслами, в том числе железоделательным. Посадские люди Олонца во 2-й половине XVII столетия были предприимчивыми торговцами, на своих небольших судах они ходили даже в Стокгольм.
В 1670-х годах олонецким воеводой служил Яков Стрешнев. В тот период Олонец превратился в единый торговый, военный и административный центр Карелии.
Эпоха Петра I
В конце XVII века Олонец насчитывал 726 дворов. В августе 1700 года Пётр I объявил войну Швеции, началась Великая Северная война. В XVII—XVIII в. в. Олонец продолжал оставаться крупным торговым («купеческим») центром. К началу 1702 года к северу от Олонца уже были железоделательные заводы, что видно из указа Петра I сыну А. Бутенанта от 5 января 1702 года: «На Олонецких железных заводах иноземца Андрея Бутенанта фон Розенбуша вылить тотчас 100 пушек железных и чугунных самых добрых, без всяких изъянов, ядром по 12 фунтов да по 1000 ядер ко всякой пушке, и с Олонца, как ему уже указано, поставить в Новгород не позже марта 1702 года».
В первые годы Северной войны в ходе кампаний 1702—1703 годов русские войска заняли Ингрию.
К 1703 году в окрестностях Олонца, в Лодейном Поле на р. Свирь, была устроена военная верфь, получившая название Олонецкой верфи. Фрегаты Балтийского флота строились на Олонецкой верфи и вооружались пушками на Олонецких заводах. Об этом напоминает герб Олонца, на котором изображены два перекрещённых книппеля. Книппель — это специфический морской пушечный боеприпас из двух ядер, скованных коротким отрезком цепи.
Мобилизации населения на работы и в армию, а также строительство Петербурга способствовало обнищанию, постепенному разорению и запустению дворов Олонца. В части городов указанная убыль была значительной. К числу таких городов Северо-Запада России можно отнести также Псков, Новгород и Каргополь.
В 1707 году по приказу А. Д. Меншикова были установлены почтовые станы от Петербурга до Олонца и несколько позже — до Петровского оружейного завода.
В 1708 году была образована Ингерманландская губерния, в состав которой был включён и Олонец.
В 1712 году Олонец отдан в ведение Адмиралтейства.
Значение Олонца — крепости сохранялось до 1721 года, когда шведская граница была отодвинута на север и военно-стратегическое значение города сошло на нет.
XVIII век
В 1727 года из Санкт-Петербургской губернии была выделена Новгородская губерния. Олонец вновь стал административно-судебным центром Олонецкого уезда и в росписи губерний и провинций этот уезд причислен к Новгородской провинции (одной из пяти провинций новой губернии).
В 1741 году Олонецкая крепость сгорела при пожаре и более не восстанавливалась[14].
В 1773 году по указу Екатерины II была создана Олонецкая провинция (состояла из двух уездов и одной округи). Олонец был назначен областным городом Олонецкой провинции.
В 1784 году он стал уездным городом Олонецкого наместничества (на первое место вышел Петрозаводск).
С образованием же в конце XVIII века Олонецкой губернии административный центр переместился в г. Петрозаводск, а Олонец постепенно превратился в тихий провинциальный городок.
XIX век
С 1801 года Олонец — уездный город Олонецкой губернии. Вслед за отменой крепостного права, проведённой в 1861 году, последовала земская реформа 1864 года, которая создала органы местного самоуправления — земства.
4 октября 1880 г. была освящена выстроенная купцом К. А. Чертовым часовня во имя св. благоверного князя Александра Невского в память чудесного избавления императора от руки злодея.
В 1887 году в Олонецком уезде было 7 волостей и город Олонец. В Олонце проживало — 1427 душ.
К 1 января 1896 г. жителей 1496: дворян — 118, духовного сословия — 23, почетных граждан и купцов — 49, мещан — 1037, военных сословий — 143, финляндцев — 88, прочих сословий — 38. Православных — 1445, раскольников — 1, католиков — 16, лютеран — 29, магометан — 5. Церквей православных — 1 каменная и 4 деревянных, 2 часовни. Земская больница на 12 кроватей. Городское училище с 70 учениками и женское приходское с 27 ученицами. Домов каменных — 1, деревянных — 171; лавок — 28. Купеческих свидетельств выдано — 12, на мелочной торг — 16, промысловых — 4, приказчичьих — 12. Ярмарок — 2. Городской земли 7954 десятины. Две богадельни (на 59 призреваемых), из которых одна — с приютом для детей (на 19 человек); ежегодный расход — 423 руб. Имелся также комитет призрения бедных и благотворительный кружок. Городской доход 7674 руб., расход 7244 руб.; запасной капитал 2400 руб.
XX век
В 1909 г. на мосту через Мегрегу и Олонку был открыт памятник в честь цесаревича Алексея Николаевича (не сохранился).
В 1912 году в Олонце проживало 2058 человек.
Революция, гражданская война
После падения монархии в России в 1917 году начался распад Российской империи. В конце 1917 года объявило о независимости Великое княжество Финляндское. Во время Гражданской войны 1918—1920 годов и интервенции независимости от Советской России потребовали северные волости Карелии.
В 1919 году председателем Олонецкого уездного революционного комитета, олонецким военным комиссаром становится большевик Ф. И. Егоров. В 1920—1921 гг. он выполняет обязанности председателя Олонецкого уездного комитета РКП(б).
В 1920 году большевики окончательно установили на территории Карелии советскую власть. При активном участии финского социалиста Эдварда Гюллинга и поддержке В. И. Ленина 8 июня 1920 декретом ВЦИК из населённых карелами местностей Олонецкой и Архангельской губерний была образована Карельская трудовая коммуна.
СССР
В 1923 году Карельская трудовая коммуна была преобразована в Автономную Карельскую Советскую Социалистическую Республику.
В 1927 году Олонец был преобразован в сельский населённый пункт.
В ходе Большого террора 1937—1938 годов в окрестностях с. Олонец происходили массовые расстрелы жертв сталинских репрессий. 13 декабря 1937 года по необоснованному обвинению в контрреволюционной деятельности, решением Особой тройки НКВД Карельской АССР, был расстрелян в окрестностях Олонца священник Успенской церкви Андрей Иванович Тихомиров (1864—1937).
Во время Советско-финской войны 5 сентября 1941 года части Карельской армии Финляндии заняли Олонец. Город был переименован в Aunuslinnu («Олонецкая Крепость»).
25 июня 1944 года части Карельского фронта в ходе Свирско-Петрозаводской наступательной операции вошли в оставленный финскими войсками город.
7 июля 1944 года Олонец вновь получил статус города.
Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Название можно перевести с греческого языка как «Путеводительница».
Это один из наиболее распространенных в византийском и русском искусстве образов.
Композиция иконографии «Одигитрия» такова: Богоматерь и Младенец Христос изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой — держит свиток, реже — книгу. Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые и оплечные варианты, например, Казанская икона. Младенец может располагаться как справа, так и слева от Богородицы, чаще Он изображается сидящим на левой руке Пресвятой Девы.
История Смоленской иконы Божией Матери
Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню.
Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.
В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат. Есть три версии того, при каких обстоятельствах икона оказалась в Москве. Один из возможных вариантов перенесения иконы связан с династическим браком. Может быть, эту икону дал великий князь литовский Витовт своей дочери Софье, супруге великого князя Московского Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. По другой версии последний из смоленских князей Юрий Святославович, изгнанный в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами. Третья версия, изложенная в «Русском временнике», гласит, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар московскому великому князю.
В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и знатных горожан. Смоляне просили московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть икону в Смоленск. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. С иконы сделали точный, «мера в меру» список, который остался в Москве, в Благовещенском соборе. Крестным ходом икону вынесли из Кремля, прошли до Девичьего поля, что у въезда на Старую Смоленскую дорогу, и после молебна отпустили икону в Смоленск. На иконе-списке свиток в руке Младенца изображен в вертикальном положении. Исследователи предполагают, что эта особенность была и на образце — Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, присланной из Константинополя.
В 1514 году войсками Великого князя Московского Василия III Ивановича Смоленск отвоеван у Литвы. В память этого события в 1523 году князь недалеко от того места, где москвичи простились с иконой, основал Новодевичий монастырь. 28 июля 1525 года из Кремля в монастырскую церковь, освященную во имя Смоленской иконы Одигитрии, был торжественно перенесен тот список иконы, который хранился в Благовещенском соборе. В 1927 году эту икону, благодаря ее богатому золотому окладу времени Бориса Годунова и жемчужной ризе, передали в Оружейную палату.
В 1602 году в Смоленске с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь. В 1666 году древняя Смоленская икона была вторично в Москве: ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий.
В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.
Список Смоленской иконы сохранился в Благовещенском соборе Московского Кремля, он датируется XV веком. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря находится список конца XVI в. Список, бывший в Бородинском сражении, помещен над захоронением князя М.И. Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
При подготовке текста про икону и фотографии Смоленской иконы Богоматери использована информаци сайта pravmir.ru
#Карелия #Олонец #Православие #Архитектура