Координаты: 62.165780, 33.843591
Часовня расположена на старинном деревенском кладбище, почти на самом берегу озера Утоковское в Кондопожском районе Республики Карелия. Точных данных по датировке постройки часовни пока не обнаружено. Предположительно (по внешнему облику, состоянию древесины элементов часовни и списку населенных мест за 1873 год) - часовня была построена во второй половине XIX века, а затем несколько раз переделывалась уже в XX веке. За счет скромности и удаленности от людских глаз - часовню миновала судьба многих архитектурных православных памятников Кондопожского района во времена СССР и полного разорения не было.
Часовня срублена из сосновых бревен. Здание клетского типа под единой двускатной кровлей и разделено на два помещения - небольшие сени-притвор и основное молельное помещение. Над притвором высится небольшая колокольня на бревенчатом восьмерике над которым высится шатровая кровля на восьми резных столбах. Над шатром высится луковичная главка, обшитая металлом и восьмиконечный стальной крест из труб круглого сечения, выкрашенный вместе с главкой в серебристый цвет. Над крышей молельного зала высится православный восьмиконечный деревянный крест, выкрашенный в белый цвет.
С западной стороны к часовне пристроено открытое крылечко с односкатной кровлей на резных столбах. Часовня имеет резные украшения - это столбы шатра и крыльца, а также резной подзор крыши крыльца. Рамы окон снаружи здания оформлены в резном стиле, характерным для конца XIX - начала XX веков.
На колокольне подвешен одинокий колокол, сделанный из газового баллона.
Предположительно - основной сруб был срублена во второй половине XIX века, затем во второй половине XX века здание полностью перебиралось. Был обновлен фундамент, заменены сгнившие фрагменты пола, заново перекрыт потолок, кровля была покрыта листовым металлом, а сам сруб снаружи выкрашен в желтый цвет.
Часовня практически не видна с дороги. В зимнее время она вместе с погостом прячется за снежным отвалом, а летом за листьями деревьев и кустарника. Часовня ухоженная и поддерживается жителями деревни и дачниками в хорошем и опрятном состоянии.
Деревня Утуки (деревня Утоки) расположена в Кондопожском районе Республики Карелия, рядом со старой трассой (86К-18) на Медвежьегорск на пути к селу Спасская Губа после поселка Марциальные воды, в 1 километре от основной дороги.
Утуки (карел. Utukka) — входит в состав Петровского сельского поселения Кондопожского района Республики Карелия. Численность населения в 1905 году составляла 60 человек. В 2013 году - всего 1 человек постоянного проживания.
Деревня расположена на берегу нескольких озер: озеро Утоковское, озеро Нижнее Лампи, озеро Верхнее Лампи, озеро Видалампи и озеро Раялампи. Ранее здесь был куст небольших деревень, которые и были объединены в единый населённый пункт Утуки.
В настоящий момент большая часть жителей деревни - это дачники. В деревне есть две часовни - старинная Рождества Богородицы, о которой эта статья и современной постройки - предположительно в честь Иконы Образа Богоматери Милостивая -Киккская.
На территории деревни Утуки есть одна большая турбаза и несколько вариантов приема туристов в гостевых домах.
В летнее время для туристов и путешественников эти места могут быть интересны ягодами, грибами, и экскурсиями по Кондопожскому району. В зимнее время - зимняя рыбалка на небольших озерах и также экскурсии.
Текст и фото: Илья Тимин, 2018.
Утуки — деревня Кончезерского общества Спасопреображенской волости Петрозаводского уезда. Стан 1-й. Находится между двумя заливами при ламбе без названия. Лежит на просёлочной дороге от Кончеозера на Вилазминский завод (в Повенецком уезде). По левую сторону этой дороги.Расстояние до уездного города (Петрозаводск) со становой квартирой — 57 вёрст. По данным Списка за 1905 год - расстояние до уездного города составляет 56 верст. Волостное правление было в Спасской-губе в 7 верстах. До почты - 8 вёрст. До школы 4 версты.
Согласно «Списку населённых мест» 1873 года, население составляло 49 человек: 23 мужчин и 26 женщин. Жили по 7 дворам. По национальности карелы. В деревне имелась часовня православная. В «Списке населённых мест» 1905 года название деревни — Утуки. Население к 1905 году состояло из 30 крестьянок и 30 крестьян. Всего 60 человек. Дворов 8, семей 10. Имелся скот: 18 лошадей, 19 коров и 59 голов прочего скота.
21 сентября (8 сентября по ст.ст.), спустя неделю после начала нового церковного года, Русская Православная Церковь празднует первый из двунадесятых праздников — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Что нам известно об этом событии? Какой смысл вкладывают православные христиане в почитание этого праздника, возводя его в число двенадцати важнейших после Пасхи?
Еще с момента изгнания прародителей Адама и Евы из рая человечество помнило о словах Божиих, обращенных к змею-искусителю: И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3, 15). Это грозное пророчество Божие трактовалось иудеями еще и как утешение роду человеческому, среди которого суждено родиться Тому, Кто сотрет главу змея-человеконенавистника.
Пророчества о Мессии, Спасителе мира, встречаются, раскрывая и дополняя друг друга, едва ли не во всех книгах Ветхого Завета. Богобоязненные иудеи, раз за разом с горечью наблюдая отпадение от Господа своего народа, преступление законов, притеснения от внешних неприятелей, скорбя о падении нравов, с нетерпением ожидали исполнения вековых чаяний о Том, Кто спасет Израиль и примирит Небо с землей. Во времена, когда было суждено родиться Пресвятой Деве, ожидание Мессии в народе израильском было особенно сильным: утрачивало власть не только политическую, но уже и законодательную колено Иудино, что, согласно пророчеству, не могло произойти окончательно до прихода Примирителя. Кроме того, близилось окончание предсказанных пророком Даниилом семидесяти седьмин (490 лет) от выхода указа о восстановлении Иерусалима до пришествия Христа Владыки.
Помимо данного первым людям в раю благословения Божия плодиться и размножаться, евреи помнили слова своих пророков о том, что Спаситель произрастет от семени Авраама и рожден будет от Девы. Каждый благочестивый иудей лелеял мечту стать причастным по крови к Тому, Кого род человеческий ожидал столько тысячелетий. Именно поэтому бесплодность семейных пар считалась не только личной бедой, но и наказанием Божиим за некие серьезные грехи, отсутствием благоволения к этим людям со стороны Творца.
Для соединения небесного с земным, для того, чтобы мир смог принять своего Создателя, Промыслом Божиим было уготовано среди людей рождение Пречистой Девы — той небесной лествицы, виденной патриархом еврейского народа Иаковом, которая простиралась от земли до Неба и по которой сходили и восходили Ангелы. И этот замысел Божий исполнился в рождении святыми праведными богоотцами Иоакимом и Анной единственного и долгожданного своего Чада — Марии, Которой суждено будет назваться Богородицей.
О Рождестве Пресвятой Богородицы не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века «Протоевангелие Иакова».
Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась.
В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: “Из Назарета может ли быть что доброе?”
В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна – из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.
Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некого Рувима жесткий укор: “Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!” От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.
Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: “Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария.”
Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: “Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!”
Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: “Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену.”
Святой Иоаким немедля отравился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.
Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.
По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.
Зачатие святой Анной празднуется Церковью 9-го декабря, называя это зачатие преславным и святым. Однако Православная Церковь не признает это зачатие бессеменным и непорочным, как учит католическая церковь, которая в 19 веке провозгласила догмат “Непорочного зачатия.” Среди католиков высказывались возражения против такого учения, почему на Триденском соборе оно считалось лишь мнением. Но в 1854 году папа Пий 9-ый возвел мнение о непорочном зачатии Девы Марии в степень догмата, не имея на то никаких данных ни в Священном Писании, ни в учении Отцов Церкви.
Православная же Церковь лишь рождение Господа нашего Иисуса Христа признает непорочным, ибо Он был рожден чудесным образом – от Духа Свята и Марии Девы. Дева же Мария родилась естественным путем и, хотя лично была безгрешной, все же имела природу, поврежденную прародительским грехом, и потому Сама нуждалась в искуплении. По словам св. Амвросия, “из всех рожденных женами только один свят совершенно: Господь наш Иисус Христос, Который по особенному, новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения.”