Координаты: 62.445728, 33.252038
Современная бревенчатая часовня клетского типа, небольшого размера. Единое молельное помещение под двускатной кровлей с небольшим расширением крыши в форме "юбки" к основанию и пристроенное с западной стороны каркасное закрытое крыльцо под самостоятельной двускатной кровлей. Крыльцо выполняет роль небольшого притвора-сеней, ко входу ведет бетонная лесенка и деревянные перила. На крыше над молельным помещением высится небольшая декоративная главка с восьмиконечным деревянным крестом.
Часовня была построена в XXI веке и пришла на смену утраченной старинной Никольской церкви в Линдозере, которая была построена в 1634 в лучших традициях Прионежского деревянного зодчества.
Петропавловская часовня в Линдозере - самая удаленная к западу православная святыня Кондопожского района Карелии. Она заботливо поддерживается в чистоте и порядке немногочисленными жителями деревни и никогда не закрывается от посетителей. Прочем, закрывать и опасаться за сохранность внутреннего убранства не приходиться, случайных людей здесь почти не бывает, так как добраться до этих мест очень не просто - или много километров по плохим лесным дорогам или несколько дней по реке Суна от поселка Поросозеро.
Фотографии: Илья Тимин, 2018.
Несколько лет назад, власти Карелии пытались ликвидировать населенный пункт "Деревня Линдозеро" - связано было с тем, что постоянных жителей здесь оставалось не более 10 человек, единственный мост через реку Суна разрушился, дороги были почти не проезжие. Но здравый смысл остался - статус населенного пункта сохранили. Правда мост ремонтировать не стали - его периодически латают местные жители - но уже более 10 лет по нему не ездят автомашины, а пешеходы могут перебраться только с изрядной долей риска упасть в воду.
Старая дорога от Юркострова - почти заросла. Теперь все ездят до Линдозера по дороге, что начинается между Святнаволоком и Гирвасом. 50 километров дороги на выживание автомашины. Местами сохраняется ощущение, что здесь не было автомашин уже очень давно.
Линдозеро находится в 151 км.к северу от Петрозаводска на берегу озера Линдозеро. Через озеро протекает река Суна. Когда-то это село стояло на дороге, ведущей на Валазминский чугунно-плавильный завод. Но на сегодня памяти об этом почти не сохранилось. Линдозеро - от карельского слова «Линду»‒ птица. В XVII веке Линдозеро часто подвергалось набегам шведов, так как стояла на границе Карельского уезда Олонецкой Губернии. В этих краях часто прятались беглые каторжане, раскольники. Сохранились данные и документы о старообрядческой общине - пашенном дворе и самосожжении более семидесяти человек.
Жители села во все времена это карелы. Не богатые семьи, с постоянным неурожаем из-за скудности почв и сурового климата.
Основные промыслы здесь всегда были - «здымка» руды со дна озера, извозничество, охота на зверей и птиц и рыболовство. Местные озера и реки богато изобилуют рыбой и дичью. Охота и рыбалка высегда были спасением от голода и возможность для заработка.
В 1634 году здесь была построена Никольская церковь. Она стояла в средине двух деревень на возвышенном месте. Об основании церкви местное предание говорить так: «Когда вырублен был лес для церкви, то крестьяне начали выбирать место, где-бы ее построить. Не находя удобного, по общему всех мнению, места, они помолились Святителю Николаю и порешили пустить по течению реки бревно, в надежде, что, где будет угодно Чудотворцу, у того места бревно и остановится. Выпущенное ими бревно проплыло четыре версты по течению реки до озера, переплыло в полторы версты озеро и, вступив из озера в быструю, протекающую сквозь него руку, остановилось на том глубоком, но быстром берегу реки, против возвышенности, на которой она и построена».
Эту церковь специалисты считают прообразом Успенской в Кондопоге и того типа шатровых церквей, которые она собой представляет. "Но в отличие от Успенской церкви, — пишет академик А. В. Ополовников, — Никольскую церковь постигла "злая участь": в конце XIX века она была обшита тесом, иллюзорно воспроизводя образ новой каменной церкви. Но храм не сохранился до наших дней. Местные жители рассказывали, что до войны рядом с ними находилась казарма пограничников, которые и "спихнули" церковь.
До Великой отечественной войны Линдозеро оставалось большой карельской деревней, состоящей из трех частей. Центр, или Верхняя деревня, насчитывал более 20 дворов. Здесь находились пограничная застава, клуб, школа. Еще одна часть деревни называлась Уссуной. Была еще и Нижняя деревня, рядом возник первый в республике механизированный лесопункт. Рассказывают, что трелевали лес с делянок не менее 20 тракторов, образуя целый тракторный поезд. Был здесь и свой колхоз "Красная нива". С началом Великой Отечественной войны все жители деревни были эвакуированы, а деревню сожгли, чтобы не оставлять врагу. Уцелело всего несколько домов.
Некоторые дынне по материалам: Миролюбов П., уч. Село Линдозеро (Петрозаводского и Повенецкого уезда) Обучение крестьянских детей в 1842 и 1872 годах. (Корреспонд. Олон. Губ. Вед.). // Олонецкие губернские ведомости. 1873. № 5. С. 49 – 50.
Район озера Линдозера славиться древними поселениями, которые относятся к каменному веку (неолиту) и бронзовому веку - IV-VI века до н.э.
По данным Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия» здесь находиться семь выявленных стоянок древнего человека - древних поселений по берегам озера Линдозера и реки Суна.
VI-V тыс. до н.э. (?)
деревня Линдозеро, в 1,3 км к сев.-западу, в сев.-вост. части оз.Линдозеро у истока из него р.Суны
Распоряжение №142-р, от 12.08.1994, Председатель Правительства РК
VI-V тыс. до н.э. (?)
в 1.7 км сев.-западнее д.Линдозеро, в сев.-вост. части оз. Линдозеро, слева от устья ручья
Распоряжение №142-р, от 12.08.1994, Председатель Правительства РК
VI-V тыс. до н.э. (?)
в 1.75 км сев.-западнее д.Линдозеро на правом берегу в устье ручья в сев.-вост. части оз.Линдозеро
Распоряжение №142-р, от 12.08.1994, Председатель Правительства РК
IV тыс. до н.э.
в 1.25 км сев.-западнее д.Линдозеро, в сев.-вост. части оз.Линдозеро у истока р.Суны на правом берегу
Распоряжение №142-р, от 12.08.1994, Председатель Правительства РК
VI-V тыс. до н.э.
в 1.85 км сев.-западнее д.Линдозеро, в сев.-вост. части оз.Линдозеро, в 30 м западнее поселения Линдозеро IV
Распоряжение №142-р, от 12.08.1994, Председатель Правительства РК
IV тыс. до н.э.
в 0.8 км восточнее д.Линдозеро на правом берегу р.Суны, вост. моста
Распоряжение №142-р, от 12.08.1994, Председатель Правительства РК
VI-V тыс. до н.э.
в 2 км сев.-западнее д.Линдозеро, на берегу небольшого залива в сев.-вост. части оз. Линдозеро
Распоряжение №142-р, от 12.08.1994, Председатель Правительства РК
Прославляя святых апостолов Петра и Павла в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. День памяти апостолов Петра и Павла – 12 июля.
Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы.
Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников. Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника. А рыбак — самая простая и непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, так что рыбак не всегда успевал выспаться, он пропах рыбным запахом, доходы у него были слишком непредсказуемы, все зависело от удачи. В общем, жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной, и, может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его, бросили даже сети, которые после каждой ловли полагалось чистить и чинить. И так стали первыми призванными апостолами.
Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу), напротив, был из тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали. Одновременно он по рождению был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора, чем он в последствии и воспользовался, чтобы попасть в Рим за казенный счет). P aulus , то есть «малый», это ведь римское имя — вероятно, оно было у него с самого начала, но только после обращения в христианство он стал использовать его вместо прежнего имени Савл. Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила. Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания старцев». Хотя Христос обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками, так что Савл-Павел был в этом не одинок.
А вот в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона. Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог. Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.
А Симон, с самого начала бывший учеником Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый. Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Вый ди от меня, Господи! потому что я человек грешный » (Лк. 5: 8). Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «… Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28). Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, все для него свершается здесь и сейчас. И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: « Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16) . А ведь даже Иоанн Креститель посылал ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле… Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь. Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Петр, становятся новыми именами Симона.