Координаты: 62.201603, 34.253253
Это современный православный храм, который строился уже в XXI веке (c 2004 по 2011 года). 25 сентября 2011 г. состоялось освящение храма, чин совершил Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил.
Храм стоит почти на самом берегу Кондопожской губы Онежского озера и хорошо виден при въезде в город со стороны федеральной дороги. Храм "возглавляет" главную и центральную улицу города Кондопога - улицу Пролетарскую.
Настоятель храма и прихода Рождества Пресвятой богородицы в городе Кондопога, протоиерей Лев Большаков, в день освящения храма получил грамоту Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви за многолетний труд на ниве духовного образования в Карелии.
В городе Кондопога более 35 тысяч жителей, а к началу XXI века в городе работал только небольшой Сретенский храм и иногда проводились службы в музейной Успенской церкви. Старые церкви не могли вместить в себя всех, так как количество православных прихожан росло. Поэтому и было принято решение построить новую церковь в самом центре города.
Храм деревянный, но обшит современными материалами, общая высота более 20 метров. Часть икон написаны в иконописной мастерской кондопожского прихода.
Рядом с храмом построена высокая колокольня, в едином стиле для всего архитектурного комплекса.
К 2019 году на территории прихода есть детский городок, куда приходят играть не только дети прихожан, но и другие жители Кондопоги.
Адрес храма: 186200, Республика Карелия, г. Кондопога, ул. Бумажников, д.19 (15 - приход), тел. (81451) 7-36-08
Настоятель Храма - протоиерей Лев Большаков.
Священник Кондопожского прихода - Алексей Шейкин.
Страничка прихода Вконтакте (создана в 2010 году): https://vk.com/club18251211
Кондопога (карел. Kondupohju, фин. Kontupohja, вепс. Kondopog) — город в Республике Карелия Российской Федерации. Административный центр Кондопожского района, образует Кондопожское городское поселение. Второй по численности населения город в республике.
Первое упоминание о поселении на месте, где расположен город Кондопога относится к 1495 году.
До XVIII века Кондопожский край находился в составе Кижского погоста.
В 1757 и 1764 годах близ Кондопоги — в деревнях Тивдия и Белая Гора, были открыты месторождения мрамора, которые начали интенсивно разрабатываться. Кондопога стала перевалочным пунктом, откуда мрамор отгружался в Петербург.
Немалую роль в истории села сыграла и разработка залежей железной руды, которую перевозили отсюда на металлургические заводы Петровской слободы и на Кончезерский завод (Кончезеро).
В 1769 году на территории Кижского погоста вспыхнуло восстание государственных крестьян, приписанных к Олонецким горным заводам. В восстании участвовали и крестьяне Кондопожской волости.
В 1892 году в Кондопоге насчитывалось 48 домов, 300 жителей, 2 церкви, училище, здесь ежегодно, с 8 по 15 сентября, проводилась ярмарка; вблизи находилась известная Тивдийская мраморная ломка.
К началу XX века, в результате административно-территориальных реформ XVIII—XIX веков, Кондопожская волость вошла в состав Петрозаводского уезда Олонецкой губернии.
В июне 1920 года в населённых карелами территориях Олонецкой и Архангельской губернии была образована Карельская трудовая коммуна. В состав КТК вошли город Петрозаводск и карельские волости Олонецкого, Петрозаводского и Повенецкого уездов.
Созданный в 1921 году Карельский плановый комитет (Карплан) в первые месяцы своей работы начал переговоры с Северо-Западной строительной комиссией (Севзапстрой) о строительстве целлюлозно-бумажного комбината и ГЭС в Кондопоге. 26 апреля 1921 года Совнарком РСФСР утвердил проект строительства. Однако продовольственный кризис и крестьянское восстание в конце года вынудили Карплан отложить начало строительства.
Летом 1923 года Карельская трудовая коммуна была преобразована в Автономную Карельскую Советскую Социалистическую Республику. Тогда же, в середине 1923 года, Карельский Совнархоз учредил администрацию проекта Кондострой, работа началась в августе. Завершить проект намеревались к августу 1926 года. Однако, из-за нехватки средств, реализация проекта затянулась до 1929 года — строительство ГЭС было завершено в начале года, а целлюлозно-бумажного комбината позже.
29 августа 1927 года уездное деление Автономной Карельской ССР было упразднено. Вместо уездов были образованы районы. На территории Кондопожской волости Петрозаводского уезда был образован Кондопожский район. Рабочий посёлок Кондопога стал районным центром.
С 1931 года село Кондопога — центр Кондопожского района Автономной Карельской ССР.
В 1932—1936 годах действовал Кондопожский рыбоводный завод.
В 1938 году Кондопога приобретает статус города.
В годы Великой Отечественной войны город был оккупирован финскими войсками 3 ноября 1941 года. Освобождён 28 июня 1944 года войсками Карельского фронта в ходе Свирско-Петрозаводской операции.
В 1950-е годы Кондопога была объявлена всесоюзной ударной стройкой.
В конце августа — начале сентября 2006 года в Кондопоге произошли массовые беспорядки на этнической почве (повод — убийство двух местных жителей чеченцами). События имели большой резонанс в СМИ и обществе. Стабилизировать ситуацию удалось лишь после прибытия в город дополнительных сил ОМОНа из Петрозаводска, отъезда большого числа граждан чеченской национальности и массовых задержаний горожан.
Фотографии и подготовка текста: Илья Тимин, 2017-2019.
Дата Рождества Богородицы (8 (21) сентября) отстоит ровно на 9 месяцев от даты православного праздника Зачатия (9 (22) декабря). Димитрий Ростовский при этом пишет: «Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев — и родилась без мужа, но это несправедливо».
Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась.
В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: “Из Назарета может ли быть что доброе?”
В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна – из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.
Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некого Рувима жесткий укор: “Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!” От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.
Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: “Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария.”
Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: “Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!”
Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: “Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену.”
Святой Иоаким немедля отравился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.
Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.
По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.
Зачатие святой Анной празднуется Церковью 9-го декабря, называя это зачатие преславным и святым. Однако Православная Церковь не признает это зачатие бессеменным и непорочным, как учит католическая церковь, которая в 19 веке провозгласила догмат “Непорочного зачатия.” Среди католиков высказывались возражения против такого учения, почему на Триденском соборе оно считалось лишь мнением. Но в 1854 году папа Пий 9-ый возвел мнение о непорочном зачатии Девы Марии в степень догмата, не имея на то никаких данных ни в Священном Писании, ни в учении Отцов Церкви.
Православная же Церковь лишь рождение Господа нашего Иисуса Христа признает непорочным, ибо Он был рожден чудесным образом – от Духа Свята и Марии Девы. Дева же Мария родилась естественным путем и, хотя лично была безгрешной, все же имела природу, поврежденную прародительским грехом, и потому Сама нуждалась в искуплении. По словам св. Амвросия, “из всех рожденных женами только один свят совершенно: Господь наш Иисус Христос, Который по особенному, новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения.”
В православной богословской литературе есть много трактатов, направленных против непорочного зачатия св. Анной Девы Марии. Мы приведем только мнение проф. Киевской Духовной Академии, прот. И. М. Скворцова, сказавшего: “Евангелие свидетельствует, что Св. Дух нисшел на Св. Деву и осенил Ее, и вследствие этого рождаемое от Нее – свято, совершенно чисто, безгрешно. Нужно ли поэтому, чтобы Св. Дева Сама родилась без порока? Не вследствие того, что Она от рождения была свята, а вследствие сошествия на Нее Св. Духа*** (фраза не закончена). Предание свидетельствует, что Богоматери необходимо было приготовление в храме с 3-х летнего возраста. Первородный грех не мог в Ней развиваться. Воспитание при храме и молитва очищали в Ней всю душу. Окончательное же освящение было в день Благовещения. Но как мог быть очищен первородный грех, когда еще не совершилось искупление? Эта тайна благословенного Семени Жены, от века уготованного. Благодать Св. Духа могла поставить в минуту зачатия Сына Божия все существо Богоматери на такую высоту смирения и благоговения, что в зачатии не участвовало ничто человечески поврежденное.”
В статье про Рождество Богородицы использованы матриалы от Епископа Александра Милеанта (интернет проект "Православный мир") и Википедии.