Координаты: 62.500040, 34.054971
Деревянная клетская часовня с шатровой звонницей на берегу озера Сандал. Точная дата постройки не известна, но приблизительно середина - вторая половина XVIII века. Изначально часовня стояла в деревне Лукин-Наволок Кондопожского района (на берегу Онежского озера, районе Илемгубы). Постановление №199, от 21.04.1971, Совет Министров КАССР о присовении статуса архитектурного памятника. В 1989 г. перевезена в деревню Ерши из Лукинннаволока (письмо-разрешение СМ РСФСР от 24.04.89 г. №5812-14-3). Фактически перевозка это и был последний и единственный этап реставрации, когда все самые испорченные элементы были заменены и возможно несколько изменился первоначальный вид (возможно было изменено крыльцо).
Въ разстоянiи одной версты отъ Чеболакши (къ югу) на мыску расположена деревня Лукинъ-Наволокъ. Тринадцать домовъ, расположенныхъ въ два ряда, составляютъ эту деревню. Жителей числится здѣсь 100 чел. (48 м. п. 52 ж. п.). — Сажень за 50—60 на сѣверъ отъ деревни находится старинная Наволоцкая часовня. Дни празднествъ въ Лукинъ-Наволокѣ: 21 iюня Рожд. Iоанна Предтечи, 8 ноября Соборъ Архистратига Михаила и 4 декабря великомучен. Варвары. Въ 1868 г. на канунѣ мѣстнаго праздника Iоанна Предтечи деревня Лукинъ-Наволокъ была истреблена пожаромъ. Осталась только часовня, какъ находящаяся на значительномъ разстоянiи отъ деревни, да одинъ, кажется, домикъ, въ который и собрались погорѣльцы праздновать свой праздникъ.
Источник: Певин П. Очерк Горскаго прихода, Петрозаводского уезда, Олонецкой губернии // Олонецкие губернские ведомости. 1894. № 46. С. 7 – 10.
Сейчас часовня Архангела Михаила стоит на краю деревни почти на самом берегу озера Сандал. Возможно ранее здесь рядом тоже были дома, но к 21 веку только полтора десятка домов в стороне - на месте основной деревни. Часовня имеет относительно "живое" состояние, с учетом того, что систематично за ней никто не ухаживает. Когда в феврале 2018 года мы к ней подъехали на снегоходе - все двери были нараспашку - внутри наметен снег, много птичьего помета. Птицы попадают не только через распахнутые двери, но и через окна без стекол и через множество щелей. В различных местах часовни видны следы ремонта и переделок разных периодов. Возможно именно эти временные восстановительные работы не дают зданию активно разрушаться. Пока не протекает кровля - у часовни есть шанс дождаться полноценных реставрационных работ.
Часовня Архангела Михаила в Ершах полностью деревянная, клетского типа, бревенчатый сруб с повалами в верхней части, купол и кровля покрыты тесом. Наличники, полотенца, причелины - все выполнено с элементами традиционной для севера резьбы по дереву. Часовня состоит из четырёх сегментов. Входное крыльцо под односкатной кровлей с южной стороны, большое крыльцо под единой двускатной кровлей, притвор и молельное помещение. Над крыльцом и притвором высится шатровая колокольня на восьми резных столбиках, с резным подзором, которые опираются на бревенчатый восьмерик с повалами к верху. Над молельным помещением на крыше установлена декоративная деревянная луковичная главка крытая лемехом с восьмиконечным крестом в навершии. Ранее над колокольней тоже высился восьмиконечный крест, но на данный момент он утратил все перекладины.
Из защитных работ на часовне, который когда-то были выполнены можно назвать восстановленную и не протекающую в настоящий момент кровлю и молниеприемник-громоотовод.
Осадки попадающие внутрь через окна без стекол и через щели, понемногу влияют на процессы гниения - несмотря на хорошо окрашенные поверхности внутри храма - можно разглядеть следы начавшихся разрушений. Но, возможно, замедляет процессы разрушения - вентиляция через многочисленные щели и отверстия - те самые, которые служат источником попадающей внутрь влаги.
Здесь на берегу озера Сандал расположен куст деревень, называемый Сележи, к которому относились также деревни Антипинская (Матюков Наволок, Матюки), Ерши, Ковкойсельга, Кайгинасельга, Тимойгора, Ригосельга, Ояжа и Владимирская. Первые упоминания о поселениях в данном районе встречаются в писцовой книге Обонежской пятины 1496 г.: в ней зафиксированы деревни на Лычном острове и на Лижмозере.
Главная достопримечательность деревни Ерши - это уникальная по красоте часовня Архангела Михаила XVIII века. Часовня находится на возвышенном месте, с которого открывается великолепный вид на озеро Сандал и на берег острова Лычный, на котором расположена деревянная церковь Петра и Павла - еще один уникальный памятник деревянного зодчества. Купол церкви Петра и Павла виден через озеро с берега деревни Ерши.
Когда деревня была большой и занимало свое прочное место в системе хозяйственной жизни района, но со временем здесь осталось всего около двух десятков домов, большая часть которых принадлежит дачникам, а остальные заброшены и разрушаются.
Удобного подъезда к деревне нет. Нужно выбирать или сухую погоду, или ехать на полном приводе.
Историческое упоманиени о деревне Ерши: "Въ разстоянiи одной версты отъ Чеболакши (къ югу) на мыску расположена деревня Лукинъ-Наволокъ. Тринадцать домовъ, расположенныхъ въ два ряда, составляютъ эту деревню. Жителей числится здѣсь 100 чел. (48 м. п. 52 ж. п.). — Сажень за 50—60 на сѣверъ отъ деревни находится старинная Наволоцкая часовня. Дни празднествъ въ Лукинъ-Наволокѣ: 21 iюня Рожд. Iоанна Предтечи, 8 ноября Соборъ Архистратига Михаила и 4 декабря великомучен. Варвары. Въ 1868 г. на канунѣ мѣстнаго праздника Iоанна Предтечи деревня Лукинъ-Наволокъ была истреблена пожаромъ. Осталась только часовня, какъ находящаяся на значительномъ разстоянiи отъ деревни, да одинъ, кажется, домикъ, въ который и собрались погорѣльцы праздновать свой праздникъ.
Источник: Певин П. Очерк Горскаго прихода, Петрозаводского уезда, Олонецкой губернии // Олонецкие губернские ведомости. 1894. № 46. С. 7 – 10."
Фотографии: Илья и Мария Тимины, 2018.
Архангел Михаил – один из высших Ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми Ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым Ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими Ангелами.
Имя Михаил – на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении Ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, – по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них – Архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан.8:16, 9:21; Лк.1:19-26). В книге Товита Архангел Рафаил говорит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов.12:15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь Архангелов, одним из которых является Архангел Михаил.
Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «Архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об Архангеле Михаиле как о противнике диавола. (Нав.5:13; Дан.10, 12:1; Иуд.1:9; Откр.12:7-9; Лк.10:18).
В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх.33:9, 14, 26-28; 4Цар.19:35).
Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых Ангелов во главе с Архангелом Михаилом 8 ноября.