Туризм и отдых в Карелии!

Белая Гора. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Церковь Казанской иконы Божией Матери в деревне Белая Гора.

Координаты: 62.583397, 33.955487

С наивысшей точки горы Белой на берегу реки Тивдийки - открывается красивый вид на деревню, лес, реку, а также церковь Казанской Божьей матери в селении Белая гора.

Над деревней возвышается необычная для Карелии каменная церковь во имя  Иконы Казанской Божьей Матери, построенная в 1856 году рядом с одноименной деревянной церковью. Строительство нового храма было инициировано Его Сиятельством, Господином бывшем Министром Уделов, графом Львом Александровичем Перовским.

"При личном обозрении мраморных ломок, в 1853 году, Его Сиятельство нашли, что старая деревянная церковь недостаточна для такого количества прихожан, и вследствие его ходатайства было разрешено строительство нового каменного храма."

Церковь эта знаменита тем, что архитектором ее был Константин Тон, автор храма Христа Спасителя в Москве.  Церковь выполнена в византийском стиле, с элементами готической архитектуры. Колокольня-башня с высоким шатром в качестве крыши в европейском стиле и высокая башня-звонница над основным молельным помещением с куполообразной закругленной главкой. На верху и шатра и купола - маленькие круглые главки в основании крестов. Правда, самих крестов к 2018 году уже давно нет.

По свидетельствам, церковь была очень красивой и снаружи в внутри. В этот богатый период в округе был расцвет строительства храмов - церквей и часовен. У современников даже были вопросы к необходимости строительства такого большого количества церквей в соседних поселениях...

Есть мнения, что возможно, именно по причине инициативы строительства храма не от местных жителей, а из столицы - Церковь Казанской Богоматери в Белой горе достаточно быстро пришла в упадок. Т.е. храм не был востребован местным приходом, а был построен по тщеславным идеям столичных чиновников и фабрикантов. Соответственно, как только добыча белогорского мрамора в районе Тивдии и Белой горы пошла на спад - и красивый каменный храм стал приходить в упадок.

Почему уникальный архитектурный памятник кисти известного архитектора в плачевном состоянии - есть две версии. Одна классическая - в начале 20 века храм превратили в склад, клуб и под разные цели, далекие от духовности - и интерес к постройке угас. А вторая версия, которая здесь выглядит достаточно убедительной - именно в том, что не прижился новый храм среди местных жителей. Прихожане ходили в привычные им церкви, а заезжие рабочие при снижении выработки мрамора - сразу уезжали из поселка в большой город. Поэтому многие говорят, что храм пришел в запустение еще до событий 1917 года. А с приходом к власти большевиков в начале 20 века все разорено и разграблено было окончательно.

Здание сохранилось, но находится в очень плохом состоянии - деревянные перекрытия сгнили и провалились, крыша растеряла свое покрытие. Убранство разграблено основательно. Фундамент этой церкви выполнен из местного мрамора - камня очень прочного, поэтому стены стоят надежно, но время, осадки и ветра год за годом все больше разрушают уникальный памятник.

Фотографии и подготовка текста: И. Тимин, из зимней экспедииции в 2018 году.

 

Церковь Казанской иконы Божией Матери в деревне Белая Гора на карте:

Деревня Белая Гора

Деревня Белая Гора. (Гирвасское поселение. Кондопожскийрайон) . Название деревни произошло от горы Белой на реке Тивдийка.  В прошлом центр добычи мрамора на русском Севере. Как и во многих деревнях Карелии в современное время  жизнь  в Белых горах оживает только в летние месяцы. А когда-то в этих местах жило более 2000 тысяч человек.

Деревня Белая гора расположена в 2 километрах от деревни Тивдия, а возникла в середине 18 века, как рабочий поселок при мраморных ломках (карьерах). Деревня стоит на разливе реки Тивдийка, который имеет название Гижозеро. Месторождение Тивдийского (Белогорского) мрамора было открыто в 1750-х годах купцом Мартьяновым, уроженцем этой местности. В 1757-1768 гг. ломки камня находились в ведении Петрозаводских чугуно - литейных заводов, которые обеспечивали добычу и транспортировку мрамора в Петербург. В 1768 г. придворный архитектор Антонио Ринальди начал строить Мраморный дворец, где впервые в большом количестве был использован белогорский мрамор. Вслед за этим Екатерина II поручает ему строительство Исаакиевского собора. К ломкам были приписаны в качестве наземных мастеров государственные крестьяне из окрестных деревень. Напротив мраморного карьера возникла рабочая слобода, которая стала называться Белой Горой. Крестьянское Кижское восстание было тесно связано с добычей мрамора, так как одной из причин восстания была массовая приписка заонежских крестьян к мраморным ломкам в разгар сезонных полевых работ 1769-1771 гг.

На мраморную гору можно попасть только водным путем – через Тивдийку из деревни Белая гора. Гора представляет собой высокую, местами крутую, стену из мрамора, покрытую лесом. Мрамор потемнел под воздействием сил природы, и напоминает обычные серые глыбы.

Подняться на гору можно по единственной тропинке, заросшей мхом. Подъем достаточно крут – не всякий сможет добраться до вершины. Мрамор из этих мест  по названию реки называется тивдийским. Он имеет до 23 оттенков. Эксклюзивность мрамору дает присутствие минерала гематита. В исторических документах есть сведения, что мрамор в этих местах начали добывать еще шведы в 17 веке, но принято же считать, что тивдийский мрамор был открыт в середине XVIII века купцом Мартьяновым.

С этого времени и началась его промышленная разработка – мраморные ломки в деревне Белая Гора. Залежи тивдийского мрамора оказались необходимыми строящемуся Санкт-Петербургу, который требовал большое количество строительного и декоративного камня. Камень добывался с предельной осторожностью, в виде крупных массивных блоков и после предварительной обработки его отправляли в Санкт-Петербург, главным образом водным путем, что существенно облегчало решение вопросов транспортировки. На Тивдии была развернута промышленная добыча камня - к ломкам было прикреплено более трех тысяч крестьян. Крестьяне жили на левом берегу реки Тивдийка.

В 1768 году здесь начали добывать мрамор для Иссакиевского Собора в Санкт- Петербурге. По замыслу архитекторов  Ринальди и Монферрана интерьеры Иссакиевского собора должны украшать мраморы розового цвета. Белогорский мрамор использовался для отделки многих зданий и дворцов Петербурга: Зимнего, Мраморного, Михайловского, Мариинского дворцов, Казанского Собора.

В 1785 г. Белую Гору посетил географ Николай Яковлевич Озерецковский, который в это время находился в экспедиции по Ладожскому и Онежскому озёрам по заданию академии наук России с целью описания края. Он оставил подробное описание производства работ на ломках. В это же время первый Олонецкий губернатор, известный русский поэт Гавриил Романович Державин тоже совершил объезд подвластной ему территории. В ходе этой поездки он написал "Поденную записку". В ней он подробно описывает мраморные ломки и даже стоимость мрамора на месте и в Петербурге.

В 1845 г. когда началась самая крупная поставка мрамора для внутренней отделки Исаакиевского собора в Санкт-Петербург, мраморный завод сгорел. Отставной капитан путей сообщения Дершау, который был поставщиком мрамора - выстроил новый большой завод, рядом, но в более удобном месте. Для завода был прорыт канал между Кривозером и Гижозером и была устроена плотина шириною в 25 сажен. (2,133 м.) Завод этот имел два отделения : в нём могли действовать одновременно до 100 и более пил при помощи большого гидравлического колеса.

При заводе находились: фабрика для ручной отделки мраморных предметов, которая состояла из трёх отделений: кузница с четырьмя горнами, пять магазиной для хранения инструментов, изделий и провианта, два сарая, казарма, четыре каменных жилых здания с принадлежавшими им службами. Без сомнения период окончания строительства Исаакиевского собора стал "золотым веком" для мраморных карьером в Белой Горе. В это время объём добычи мрамора был самым высоким за всю историю использования этого месторождения.

Именно к этому же периоду относится строительство каменной Казанской церкви в Белой Горе по проекту Константина Тона в 1856 году. Средства были выделены из казны императорского двора при непосредственном ходатайстве министра уделов - графа Льва Перовского.

Постепенно, со снижением спроса на белогорский мрамор, прекратилось развитие этих мест и уже к началу 20 века прирост населения прекратился. А в советскую эпоху, как и многие глубинки большой страны, Белая гора пришла в полный упадок и вместо большого развитого поселения постепенно превратилось в маленький дачный поселок.

Казанская икона Богоматери

Казанская икона Божией Матери — почитаемая чудотворной икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон Русской православной церкви.

Как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, десятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище:

«Яви убо себе Богородицына икона сицевымъ образомъ. Не яви убо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви своё честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с вѣрою, чудный свой образъ, нѣкоего мужа от простыхъ, имуща мудрость на войнѣ стрелебную, сего дщи юнна, десяти лѣтъ суща, именемъ Матрона. Сей бо дѣвицы явися чюдная она и пресвѣтлая икона Богородицына. И после убо пожара в томъ же лѣте и месяце, сице нача являтися дѣвицы оной, ей же имя преди рекохомъ, икона пресвѣтлая Божия Матери. И веляше ей поити во градъ и повѣдати про икону Богородицыну, ея же видѣ, архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ нѣдръ: и мѣсто повѣда ей, идѣже последи обрѣтоша драгаго бисера честное сокровище, чюдную икону Богородицыну.»

В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы — 8 июля 1579 года — ныне ежегодный общецерковный праздник в Русской Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.