Мне повезло побывать на двух премьерах нового спектакля "Катерина" по пьесе Александра Островского "Гроза" в "Творческой мастерской". Первый раз это было в 2023 году на генеральной репетиции. Ещё не все костюмы были пошиты, не все декорации и детали изготовлены. В тот раз я был без фотокамеры, зато взял с собой своих девчат, среди них главные театралы сезона - Анна и Кристина. Одна как раз изучает "Грозу" в школе, а другая - на филфаке Петрозаводского Универа. Второе свидание с "Катериной" состоялось у меня уже в январе 2024 года на настоящей премьере.
Увидеть театральную классику, после значительной паузы и давнего прочтения - это интрига. Герои по факту новые. Но постепенно из памяти всплывают образы и описания. После генеральной репетиции, за чаем дома, мы обсуждали спектакль. Наша студентка Кристина искренне переживала за Катерину и негодовала за несправедливость людей. Игра актеров была сильной и Кристина настолько прониклась сюжетом - что не могла оценить сам спектакль - она была полностью внутри пьесы, в ее содержании, в истории. Анна отметила, что Кабаниху представляла себе более самодурной, в которой нет интеллигентности. Мол, тут все-таки Кабаниха (Галина Пелевина), не страшная и предсказуемая, иногда даже почти приятная.
На репетиции я был не в своей тарелке - привык все оценивать через объектив. Поэтому для меня были очень важны ракурсы, свет и даже звук. Но ближе к середине первого акта, я полностью отключился от "видоискателя" и смог просто жить сценой. Кратко отмечу технические недочеты репетиции. Были моменты, когда реплика казалось тихой, несколько раз актер оказался спиной к залу в эмоциональный момент. Оригинальные декорации - скамейки, один раз были выставлены башенкой, но не очень симметрично, был страх, что с одной стороны ножка может соскочить когда актеры поднимутся наверх. Даже один раз показалось, что Катерина (Евгения Верещагина) как бы невзначай поправила одну скамейку, на которую ей предстояло подняться. Я впервые был на генеральной репетиции и мне было очень интересно. А пристальное внимание к мелким деталям скорее всего было продиктовано именно тем, что перед спектаклем Александром Лазаревичем Побережным-Береговским, директором театра, было озвучено, что это генеральная репетиция, малая премьера, которая будет отличаться от настоящего финального готового спектакля (кстати, это одна из причин, почему не было фотосъемки).
Я в своей стихии, с фотокамерой. Знаю действие, помню какой и где будет свет, откуда выйдут актеры. Так мне казалось. Но все стало более контрастным. Отлаженным. Многие сцены пьесы выглядели не так как на репетиции. Звук - не придраться. Гроза - настоящая, пугающая. Откуда-то появилась фантастическая эмоциональность, которая перебивала желание рассматривать детали. Сценическое действо втянуло в себя зрителя. В какой-то момент я понял, что забыл про фотокамеру и не отснял много сюжетов, которые планировал...
Кабаниха стала другой. Жесткой. Непредсказуемой. Беспощадной. И даже, во время ее, казалось бы банальной, любовной интриги с купцом Диким (Евгений Терских) - она заставляла весь зал быть в напряжении: К чему все приведет? Как она обойдется с Диким? Оседлает ли его своей волей или нет? Сюжет известен, а в жизни на сцене все было пережито впервые. Вот что значит - готовый спектакль!
Катерина, Евгения Верещагина... нежная, гармоничная. Влюбляет в себя зрителя. Метания и поиски себя - были реальными. Не по пьесе. Зритель до последнего момента не верил, что Катерина выберет тот путь, что начертал ей Островский. Т.е. в воздухе постоянно висел ореол надежды на хеппи-энд. А на лице Катерины блестели настоящие слезы...
На репетиции очень привлекли к себе внимание Кудряш (Михаил Третьяков) и Кулигин (Александр Галиев). Очень харизматичная игра, четкие образы. Задиристый и при этом неожиданно справедливый в оценках Кудряш. Спивающийся мечтатель Кулигин. На репетиции Кулигина играл Александр Галиев. Игра была настолько сильной, что стало казаться, что Кулигин далеко не герой второго плана. Вот прямо были сильные переживания за него во время его непростых диалогов с Диким, во время его стремления что-то "сделать для людей". На премьере же Кулигина играл не Александр Галиев, а Дмитрий Максимов. Играл качественно и классически. Был показан ровно тот образ - "по-островскому". Однако, я то видел на премьере другого Кулигина. Яркого. Более смелого. Отчаянного. Заметного. И тут, конечно, первое время у меня было разочарование. Я был очарован тем Кулигиным - от Галиева, полюбил его. Но постепенно все успокоилось и все герои стали на свои места. Премьерный Кулигин от Максимова не стал забирать на себя зрителя. Моя Маша, которая тоже была на репетиции и на премьере, в антракте сказала, что этот второй Кулигин ей больше импонирует. И мы даже подумали, что Галиева заменили и отстранили, так как он был очень заметен своей игрой и оттянул чуть больше зрительского внимания чем было запланировано. Возможно однажды узнаем "в чем правда". Но я искренне грустил без моего Кулигина с репетиции.
Все смотрят на погибшую Катерину прикрытую темной материей (намек режиссеру: хотелось бы именно так - материей, а не черным пакетом). Во взглядах героев читается одновременно ужас от невозвратности и скучная рутина бытия. Все как один оказались в едином кругу невозвратности. Перешли барьер дозволенного и человеческого. Тишина. И только Тихон (Никита Чернов) наконец-то несмело идет против деспотичной матери: "Маменька вы ее погубили, вы..." И припал рядом с телом Катерины. А зрителю становится понятно, ему Тихону возможно еще предстоит понять, что не только маменька была причиной гибели Катерины.
Хотел все кратко рассказать в 2 абзаца. Не вышло. А еще не рассказал, про героев из первого ряда - Варвара (Елена Димитрова), Борис (Никита Вишневкин). Про героев третьего плана, которые конечно важны для сюжета и атмосферы - Феклуша (Галина Дарешкина), Глаша (Дарья Фоломеева), Девочка-нищенка (уникальный образ, имени актрисы пока не нашел). Не получилось кратко в двух абзацах. А всё потому, что спектакль - это максимально сжатое и лаконичное произведение. Поэма, в которую ничего не добавишь, а если захочешь пересказать прозой - текста выйдет в десять раз больше...
...Поэтому, если вы дочитали этот текст до конца и что-то не поняли - не перечитывайте. Все забудьте, а просто поспешите купить билет на "Катерину" в "Творческой мастерской". Там все познаете сами и по настоящему. Уверен - классика не будет классикой. Все будет впервые. Здесь и сейчас.
Сайт Театра драмы Карелии «Творческая мастерская»: https://tmteatr.ru/
Страничка Театра драмы Карелии «Творческая мастерская» во Вконтакте: https://vk.com/teatr_tm
Илья Тимин, январь 2024
#Карелия #Театр #ТМ #Катерина #Гроза #Островский #Петрозаводск