Каменный храм. Построен в память Отечественной войны 1812 года в стиле высокого классицизма. Первоначальный проект будущей церкви был рассмотрен императором Александром I в 1819 году и не был им одобрен, поскольку оказался слишком дорогим. Храм был возведен по проекту архитектора Александра Посникова при Александровском заводе на пожертвования рабочих и горожан в 1831 году.
Освящен 27 января 1832 года, в день памяти великого учителя Церкви свт. Иоанна Златоуста.
Закрыт и передан краеведческому музею в 1929 году. Возвращен Петрозаводской епархии в декабре 1991 года. Долго длившаяся реконструкция собора успешно завершилась в 1999 году. В этом же году 29 июня были освящены и установлены на звонницу храма восемь колоколов, изготовленные в Воронеже по старинной технологии, весом от 7 кг до 1,5 тонны. Реконструированный собор украсил позолоченный иконостас, изготовленный на художественно-производственном предприятии Русской Православной Церкви «Софрино».
Собор освящен 3 июня 2000 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Главные святыни храма: Владимирская икона Божией Матери, подаренная собору Патриархом Алексием II, икона св. блг. кн. Александра Невского, преподнесенная в дар собору вместе с богато украшенным киотом работниками Онежского тракторного завода, бывшего Александровского, икона Карельских святых, мощевик с частицами мощей Киевских и других чудотворцев
Настоятель – протоиерей Иоанн Тереняк.
Духовенство: протоиерей Владимир Кадыков, протоиерей Роман Чадаев, протоиерей Сергий Герасимов, иерей Андрей Пенчуков, иерей Вячеслав Распутин, иерей Евгений Барышев, протодиакон Владимир Морозов, диакон Алексий Киселев.
Богослужения: ежедневно вечернее – 18.00, Литургия – 10.00; в воскресные и праздничные дни Литургия – 7.30 и 10.00.
Крещение: в будничные дни – 12.00, в воскресенье и праздничные дни – 13.00.
Адрес: г. Петрозаводск, пр. Александра Невского, 32
Тел.: (8142) 57-63-71
Сайт: http://nevsobor.karelia.ru
Фотографии Собора - Тимин Илья, 20.12.2014, 06.01.2015, 2018, 2019
В 80-х годах в стенах этого храма, который в этот период своей истории был "Краеведческим музеем", пионерская дружина 27 школы принимала в пионеры новичков из своей школы и из соседних подшефных школ. Я был барабанщиком дружины. И место мое было рядом с одной из опорных колон на втором, надстроенном этаже. Сейчас, во время съемки фоторепортажей служб или просто во время литургии, иногда задумываюсь - возле какой колонны я отбивал ритмы "кем-был-кем-был-старый-барабанщик"? Впрочем это не имеет значения. Важно, что храм, построенный на деньги рабочих - сами рабочие и защищали и спасли его от создания в нем клуба. Все-таки музей это ближе к душе, чем формат клуба - "трепаться ходить".
Петрозаводский историк Надежда Басова собрала ценные данные про закрытие Александро-Невского храма в 1929 году:
"Согласно агентурным сводкам местного ГПУ за 1929 г., тема закрытия храма активно обсуждалась горожанами. Старшее поколение было не согласно с передачей церковного здания под клуб: «церковь не государства, а заводских рабочих. Наши отцы и деды построили ее на свои деньги, и мы будем протестовать, почему нужна церковь под клуб, неужели не хватит средств выстроить клуб для рабочих?». Можно было услышать и более радикальные заявления прихожан: «Не пощажу своей жизни, а церковь не будет отдана под клуб, все равно сожжем», «с первых же дней в клубе, переоборудованном из церкви, будем буза и кой-кому попадет, рабочие восстанут». В то же время «зарецкие хулиганы», т.е. рабочая молодежь, признавались, что им «все равно, что возьмут церковь под клуб, ближе трепаться ходить».
Жены рабочих свидетельствовали о том, что среди пьянства и тягот повседневной жизни церковь оставалась для них единственным утешением: «чтобы успокоить свою душу, найти где-либо покой, кроме церкви негде. В церковь ведь мы можем прийти в любое время, там дорога и двери открыты, а кто не хочет, может мимо пройти, а в клуб-то идти, ведь денежки надо, там с дверей не пропустят, а где у рабочих деньги на клуб, когда они с пивнушки не выходят. Закрывайте сначала кабаки и пивные, а потом церковь».
Приходской совет Александро-Невской церкви до последнего боролся за свой храм, верующие собирали подписи против его закрытия, обращались с просьбами в местные органы власти. В эти годы в газетах развернулась широкая антицерковная кампания. Регулярно печатались статьи, разоблачающие членов общины Александро-Невской церкви, в которых их усилия спасти родной храм возмущенно назывались «антисоветской агитацией, фабрикацией подложных документов». Неудивительно, что большинство рабочих Онежского (бывшего Александровского) завода на общем собрании проголосовало за закрытие церкви.
21 июня 1929 г. Петрозаводский горсовет вынес постановление о передаче здания церкви под промышленный отдел краеведческого музея, а 26 июня КарЦИК его утвердил. В результате перестройки был искажен внешний облик церкви, внутри сделаны этажные перекрытия. В 1931 г. здесь открылась первая музейная экспозиция. В послевоенные годы для хранения был устроен подвал – единственное на многие годы хранилище для 100 тысяч музейных экспонатов, в числе которых были церковная утварь и колокола бывшего заводского храма."
Современный кафедральный собор Александра Невского строился в XIX веке на средства рабочих Александровских заводов. Подготовка к строительству, сбор средств, выбор проекта, инженеров, строителей - растянулись на многие года. То средств не хватало, то война 1812 года внесла коррективы и т.д.
Впервые была озвучена идея строительства нового храма при Аниките Сергеевиче Ярцове (руководил Александровским заводом до 1782 г.). На тот момент в Петрозаводске было всего два храма - Троицкая церковь и деревянный Петропавловский собор, возведенный по плану императора Петра I. Не все желающие могли попасть на церковные службы.
Место для нового заводского храма – пустырь между двумя городскими районами Голиковка и Зарека - определено на старинном плане Петрозаводска, составленном в 1785 г. при генерал-губернаторе Т.И. Тутолмине. На правом берегу реки Лососинки должна была разместиться просторная Заводская площадь с горнозаводской церковью в центре.
Строительство по проекту, предложенному архитектором Департамента горных и соляных дел Александром Ивановичем Посниковым, началось в 1825 г. В Петрозаводск приехал опытный инженер Пьетро Карло Мадерни, уроженец итальянской Швейцарии, которые управлял стройкой первые три года, во время основных каменных работ. Купола крыл железом присланный из столицы мастер Черняев с холмогорскими кровельщиками. Малярные работы в храме выполняли Викула Евстафьев из Санкт-Петербурга и крестьянин Костромской губернии Тимофей Козьмин с артелью. В строительстве принимали участие горожане всех сословий и крестьянские артели из разных уездов Олонецкой губернии.
Сохранилось описание торжественного молебна по случаю начала строительства Александро-Невской церкви:
"1826 года июля 22-го дня согласно распоряжения комиссии о простроении церкви при Александровском заводе по отслужении торжественного молебствия … священники Петропавловского собора со святыми хоругвями и в сопровождении членов комиссии, многих заводских и гражданских чиновников, мастеровых и граждан отправились к месту строения новой каменной церкви, где, соединившись со священником Троицкой Зарецкой церкви, прибывшим с таковою же церемонией, отслужили торжественное молебствие с водоосвящением и приличными обрядами, по окончании коего Троицкой церкви иерей Иван Васильевский произнес весьма приличную случаю сему речь… после чего доставленные от г-на горного начальника вещи, а именно: медная золоченая доска, медали и серебряным деньги нового чекана, вмещенные в приготовленных на сей предмет ящиках, положены были в основании церкви против главного алтаря, и потом члены комиссии, заводской священник и некоторые другие чиновники заводские и гражданские, положив в основание по камню на известь, с усердными желаниями об успешном производстве и благополучном совершении начатого строения, разошлись…" (Источник: Петрозаводск: 300 лет истории. Кн. 2)
27 января 1832 г. в день святого Иоанна Златоуста новый заводской храм торжественно освятил Преосвященный Игнатий (Семенов) в сослужении петрозаводского духовенства. Просторная Александровская церковь, свободно вмещавшая до 1,5 тыс. человек, имела три придела — главный престол во имя святого благоверного князя Александра Невского, правый — Святой Троицы, левый — святителя Николая Чудотворца.
Работы по устройству иконостаса были проведены под руководством мастера Алексея Боброва из Кексгольма (современный город Приозерск Ленинградской области). Петербургский художник Александр Чижов скопировал на холсте лучшие образцы росписей Казанского собора, походной церкви Александра I, Александро-Невской лавры, церквей Главного штаба, Михайловского замка и придворной церкви Зимнего дворца. Известно, что епископ Игнатий распорядился переписать некоторые детали икон: положение пальцев благословляющих рук на изображении Спаса, непокрытые волосы и лоб Богоматери, неприкрытое одеянием тело младенца Иисуса. Владыка опасался, что любое отклонение от устоявшихся традиций в иконописи могло оттолкнуть от Православной Церкви тех, кто втайне в той или иной мере склонялся к старообрядчеству. Как известно, в Олонецкой губернии находился мощнейший центр приверженцев древлего благочестия – Выговская пустынь. Жили старообрядцы и в Петрозаводске.
В одной из четырехугольных башен церкви, на южной стороне, была устроена колокольня с восемью колоколами весом 157 пудов 34 фунта, 53 пуда, 18 пудов 22 фунта, 10 пудов 22 фунта, 5 пудов 12 фунтов, 2 пуда 4 1/2 фунта, 1 пуд 5 1/2 фунта, 21 фунт. Любопытно, что 53-пудовый колокол был взят по благословению епископа Игнатия из старой Троицкой церкви по просьбе первого священника Александро-Невской церкви; его отлили в Белозерске в 1813 г. из старых разбитых колоколов.
Подробно об истории Александро-Невского храма и современной жизни прихода читайте на приходском сайте: http://nevsobor.karelia.ru
Также все новости есть в группе ВК: https://vk.com/club4090821