Туризм и отдых в Карелии!

Бесовец (кладбище). Часовня равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены.

Бесовец (кладбище). Часовня равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены.

В августе 2001 года года Высокопреосвященнейший Мануил, архиепископ Петрозаводский и Карельский, благословил приход храма Рождества Иоанна Предтечи поселка Шуя начать строительство часовни во имя святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены при въезде на кладбище "Бесовец". В часовне совершаются отпевания усопших, панихиды и другие богослужения.



В конце августа 2001 года был готов проект и получен участок, также был заложен фундамент. Предприятия п. Шуи пожертвовали для строительства лес.

В 2002 г. на некрополе Кладбища Бессовец была возведена деревянная часовня равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. В храме сегодня совершаются все необходимые ритуальные службы. На кладбище «Бесовец» похоронен известный писатель Карелии Пекка Пертту.

Сейчас на погосте не предоставляются участки для новых захоронений гробом. Погребения совершаются в виде подзахоронений в существующие семейные и родственные могилы. Захоронения проводятся при наличии достаточного места на территории установленных оград.

Фотографии: Илья Тимин, март 2017 г.
Зимняя экспедиция "Православные святыни Пряжинского района Карелии".

Часовня равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены в Бессовце на карте:

Бессовец деревня, поселок

Бесовец (фин. Pesoutsa) — деревня в Прионежском районе Республики Карелия, административно входит в состав Шуйского сельского поселения.

Расположена на реке Шуя, через деревню проходит автодорога «Петрозаводск — Суоярви».

Вблизи деревни находится аэропорт Петрозаводска, гарнизон и петрозаводское городское кладбище «Бесовец».
Топонимы с названиями «Бесов», «Бесиха», «Бесовец» были сравнительно распространены в Олонецкой губернии и связано это, по-видимому, с дохристианским культом «Беса».

В начале XX века на мызе Бесовец располагались дома крестьян, барский дом — имения (мызы) Лачиновых — родственников олонецкого губернатора П. А. Лачинова, и Антоновых. На реке Шуя в селении Верхний Бесовец имелся Бесовецкий вододействующий лесопильный завод петербургского купца Ф. Г. Громова, построенный в 1825 году, перестроенный после пожара в 1852 году, в 1874 году закрыт. На заводе работало 37 человек.

В 1819—20 гг. крестьяне деревень Бирючева и Бесовца, в знак протеста против действий помещика Лачинова, отказались от исполнения барщины, противостояние длилось около 7 месяцев и было подавлено направленным в поместье отрядом военных.

В Бесовце имелись церковно-приходская школа, церковь во имя Владимирской иконы Божьей Матери, построенная на средства петербургского купца Н. Н. Шолохова, часовни во имя Святителя Иоанна Богослова и Алексея Человека Божия на кладбище — до нашего времени не сохранились (в настоящее время близ населённого пункта есть часовня во имя святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены.

В 1920—1930-х годах в бывшей мызе фон Шуберта между Верхним и Нижним Бесовцом, на базе созданного совхоза «Бесовец», действовала исправительно-трудовая сельскохозяйственная колония «Бесовец» — одно из известных мест содержания кулаков, бывших царских чиновников, лишенцев и т. п. в Карелии.

Согласно постановлению Президиума Верховного Совета Карельской АССР от 28 октября 1957 г. населённые пункты Верхний Бесовец и Нижний Бесовец вошли в состав населённого пункта Бесовец.

Населённый пункт Бесовец вошёл в состав рабочего посёлка Шуя из состава Виданского сельского совета Пряжинского района согласно указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 31 марта 1959 года.

По «Списку населённых мест» 1873 года в 19 дворах деревни Верхний Бесовец Виданского общества Шуйской волости Петрозаводского уезда Олонецкой губернии проживали 133 человека: 71 мужчина и 62 женщины. Все — лопари. По «Списку населённых мест» 1905 года в деревне Верхний Бесовец было 150 человек. Численность населения деревни Бесовец Бесовецкого общества в 1905 году составляла 91 человек.

Равноапостольные Царь Константина и матерь его царица Елена.

Святой император Константин (306 - 337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305 - 306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284 - 305), его соправителя Максимиана Галерия (305 - 311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284 - 305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.

За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.

Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.

После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.